Опубликовано 20 марта 2014, 15:49

Toyota уладила громкий скандал с помощью рекордного штрафа

«Другим компаниям не следует повторять ошибок Toyota».

В США поставлена точка вокруг четырехлетней тяжбы между компанией Toyota и властями страны, связанной с замалчиванием массовых жалоб водителей на неконтролируемое ускорение автомобилей. Минюст США заявил о выплате крупнейшим автопроизводителем мира штрафа в 1,2 миллиарда долларов. Это самая большая сумма, на которую в США когда-либо штрафовали автокомпании.

Подписав соглашение, Toyota признает, что вводила в заблуждение американских водителей и умышленно скрывала информацию о технических неисправностях не только от потребителей, но и от членов конгресса США.

Проблемы с педалью газа у японских автомобилей Toyota и ее суббрендов Lexus и Scion возникли из-за неудачной конструкции салонных ковриков. Из-за них происходили залипание педали газа и набор скорости в тот момент, когда водитель убирал ногу с педали.

Массовые коллективные и индивидуальные иски к японскому производителю от американцев начали поступать в конце 2009-го — начале 2010 года, хотя отдельные случаи фиксировались и намного раньше. Как правило, их авторами были родственники погибших или пострадавшие в ДТП, случившихся из-за технического дефекта. В частности, особое внимание общественности привлекла авария автомобиля Lexus ES350 в 2009 году в Калифорнии. В машине находились дорожный полицейский Марк Сэйлор, его жена, дочь и зять, при этом в ДТП все они погибли. Авария, как считается, произошла именно по причине залипания педали газа.

Чтобы устранить неисправность, Toyota в конечном итоге пришлось отзывать по всему миру более 12 миллионов автомобилей, в которых был возможен дефект, что повлекло существенные финансовые и имиджевые издержки. Вскоре после гибели семьи Сэйлора топ-менеджеры Toyota были приглашены для дачи объяснений в конгресс США.

При этом производитель, соглашаясь на выплаты пострадавшим, официально так и не признавал своей вины, а отзывные кампании проводились с опозданием, за что Toyota также подвергалась крупным штрафным санкциям.

«Вместо того чтобы своевременно сообщить о неисправностях, о которых компания знала, и устранить их, Toyota делала ложные заявления и предоставляла неверные сведения даже членам конгресса, — заявил в среду на специальной пресс-конференции генпрокурор США Эрик Холдер. — Когда люди садятся за руль, они имеют право ожидать, что их автомобиль безопасен. Если возникают неисправности, производитель должен оперативно устранять их и сообщать о проблемах. Другим компаниям не следует повторять ошибок Toyota и обманывать покупателей».

Не менее красноречив был и прокурор Южного округа Нью-Йорка Прит Бхарара. «Компания оштрафована, поскольку больше заботилась о своих деньгах и имидже бренда, чем о безопасности людей. Она ввела в заблуждение регуляторов, покупателей, даже конгресс. Именно поэтому мы приняли столь знаковое решение. И это сигнал для всей индустрии», — заявил он, комментируя беспрецедентные штрафные санкции.

«Заключение этого соглашения, пусть и трудного, является важным шагом для того, чтобы оставить позади эту несчастную главу в нашей истории, — прокомментировал окончание тяжбы глава юридической службы североамериканского подразделения Toyota Кристофер Рейнольдс. — Мы по-прежнему чрезвычайно благодарны клиентам, которые продолжают оставаться с нами. В будущем они могут быть уверены, что мы по-прежнему серьезно относимся к своим обязанностям. Мы провели фундаментальные изменения всей нашей компании, чтобы сделать ее более отзывчивой — тщательнее выслушивать запросы наших клиентов и активно принимать меры для их обслуживания».

Возможности сервиса Quto по подбору нового автомобиля.

Окончательное решение ситуации с властями США не избавит компанию от новых расходов, связанных с урегулированием исков со стороны конкретных водителей. Еще в декабре 2012 года производитель сообщил о готовности выплатить компенсации автовладельцам в размере 1,1 миллиарда долларов, однако в судах Калифорнии находится еще порядка 400 консолидированных исков, которые пока не урегулированы. Судятся с компанией и в других штатах США. Так, в начале этого года суд в Оклахоме обязал Toyota выплатить 3 миллиона долларов пострадавшей в ДТП в 2005 году женщине-водителю и родственникам погибшего в той аварии пассажира.

Scriptio: Анатолий Караваев.

Автомобильные новости