И все же, и все же... Смысла появления новой раздаточной коробки я до конца, признаться, так и не понял — вопросов осталось больше, чем ответов. Этакий логический «недоконтакт». Зачем этот электронный девайс, на который потенциальный покупатель будет смотреть настороженно — и, как видим, не без оснований? К чему эти заигрывания в кроссовер, если даже с несложным узлом возникают такие «заморочки»? Внутри обновленного «Патриота» гораздо уютнее, чем на борту его предшественника. Вот только животных из сумок-перевозок здесь лучше не выпускать. У новой электронно-управляемой раздаточной коробки Hyundai Dymos вместо рычага теперь «шайба» и другие важные достоинства, но оценить их можно только с помощью ритуалов, больше похожих на шаманские. — Да у тебя правый бак под завязку полный! — заправщик обескураженно смотрит на ручьем текущие из правого бака излишки бензина. Но заправщик не виноват. И я не растяпа. Да, на обновленном «Патриоте» все те же два стальных топливных бака по 36 литров (по инструкции, чтобы жизнь медом не казалась, их каждые 30 000 километров еще и промывать надо). И правый бак по-прежнему основной. Но сколько в нем топлива я посмотреть не могу, поскольку уже не работает электрический переключатель указателей уровня топлива в баках — объем топлива виден только в левом «танке». Похоже, тест-драйв будет веселенький. Потому что попутно в машине прикуриватель уже не хочет прикуривать, а подогрев передних сидений — подогревать что бы то ни было... Расслабился я на этих иномарках, потерял патриотически-боевой настрой! Забыл, что садиться в отечественный автомобиль без пригоршни предохранителей — проявление наивности. В 2014 году проводку «Патриота» обещают заменить на новую, мультиплексную — может, тогда электрика наконец-то станет надежнее? Ну а пока лезу менять предохранители сам. Кстати, их схему расположения надо смотреть в инструкции, на съемной крышке распределительного щитка ее нет.Тестовый «Патриот» я забираю уже после заката. Над головой — все те же два подслеповатых «глазка» штурманских фонариков (и когда завод разродится на полноценные плафоны?), и по обновленному салону я шарю в основном на ощупь. Но помнят руки-то! Вот она, все та же регулировка подушки сиденья с помощью «крутилок» — чтобы с ними управиться, лучше всего оставить дверь открытой и вдобавок привстать на сиденье. Все так же туго работают подрулевые переключатели, а в алгоритме прерывистого режима передних дворников «без поллитра не разберешься». А вот за новый руль немецкой фирмы Takata-Petri — спасибо. Он меньше, чем прежний, перекрывает приборы, и пластик обода хоть и жесткий, но более цепкий. Да и при вращении «баранка» уже не скребет по кожуху рулевой колонки, как бывало раньше. Увы, у настройки руля по высоте по-прежнему всего три положения, а фиксатор рулевой колонки по своей кондовости и тугости все так же похож на рычаг пушечного затвора — настоящий силовой тренажер! Кстати, никуда не делись и привычные сильные стуки в рулевом кардане на кочках.Зато новая панель приборов удалась! Лаконичная, ручки-кнопки под рукой, дизайн вполне современен, контрастная расцветка радует глаз, а приятный податливый пластик понравится любителям мягонького. Причем на кочках панель «молчит», как партизан — за счет уменьшенного на 30% количества деталей, трубы-усилителя внутри и переделанных воздуховодов. И наконец-то теплый воздух в ноги водителя и переднего пассажира равномерно дует сверху, а не сбоку, как раньше (когда зимой одна нога мерзла, а вторая поджаривалась). Основная климатическая установка тоже полностью новая, от немецкого филиала японской фирмы Sanden (заднюю печку делает французское отделение Eberspacher). Кондиционер теперь автоматически поддерживает заданную температуру, а у заслонок регуляторов температуры и распределения потоков уже не механические, а электрические приводы. Но эйфория от перемен длится недолго, пока не начнешь вникать в детали. Например, при включении первой передачи рукой нередко достаешь до «крутилок» климатической установки. А при попытке залезть в высокий Patriot руки теперь хватают пустоту: поручень над водителем зачем-то убрали. Ладно я, парень рослый и длинноногий: залезая в салон, через высокий и широкий порог могу прямо-таки перешагнуть, растянувшись в полушпагате. Но не всем же так с ростом и гибкостью повезло! Хоть бы ручку на стойку лобового стекла прикрутили... Попутно с новой торпедо исчезли прежние пепельницы и постоянно клинивший выдвижной подстаканник. Основной бардачок теперь вмещает бумаги А4, но места под мелочевку, увы, стало меньше: мобильник можно приткнуть разве что в подстаканник. До сих пор нет встроенного маршрутного компьютера: его опять придется покупать отдельно и вставлять вместо воздушного дефлектора на панели приборов. Еще очень не хватает круиз-контроля, так как из-за высокой педали газа в дальней дороге затекает правая нога. На ходу все так же трясутся боковые подпружиненные зеркала, смазывая «картинку», а вот внутрисалонное зеркало больше не дрожит — его теперь клеят на лобовое стекло. Зато в Ульяновске расщедрились, например, на новую тканевую обивку для дверей. На новый подлокотник водительской двери перенесли кнопки стеклоподъемников и джойстик регулировки зеркал. Поставили изнутри на двери новые кнопки блокировки замков, из которых уже не вываливаются окантовки. Да что там кнопки — впервые в истории завода разорились даже на полезнейший в наших условиях электроподогрев лобового стекла, о котором раньше «уазоводы» даже не мечтали!Но и тут опять не все гладко. Из-за «кривых» реле подогрева лобового стекла, которые приводили к разрядке аккумулятора, завод уже объявил отзывную кампанию. Нажать и вытянуть обратно тугие кнопки блокировки замков, запирающихся все с тем же характерным стуком, смогут только сильные мужские руки — и то пока на улице тепло (а что будет зимой?). Отдельная клавиша для центрального замка? Нет, не слышали! Тогда еще подсказка: если на жесткий пластик подлокотника прилепить «островок» мягкой ткани, то класть туда локоть в дальней дороге будет комфортно. И когда водитель может управлять стеклоподъемниками всех дверей, а не только передних — это тоже есть хорошо. Но блок стеклоподъемников с четырьмя кнопками появится только заодно с новой проводкой. А пока приходится в прямом смысле слова изворачиваться. Так вышло, что на фотосъемку со мной затесалась собака, которая, забравшись на задний диван, стала привычно пялиться в окно, встав на подлокотник двери передними лапами. И благополучно наступила на клавишу, опустив стекло на ходу в разгар штурма очередной лужи! Поднять стекло с водительского места нельзя — пришлось на ходу тянуться рукой назад. И так — раз пять подряд, потому что непоседливая псина упрямо топтала кнопку, а клавиши блокировки стеклоподъемников тоже нет. К тому же, стекла можно опустить даже при вынутом ключе зажигания и включенной сигнализации: то есть на стоянке оставленные в салоне собака или кошка могут легко открыть окно и сбежать. А если в машине любопытный ребенок, которому только дай кнопки потыкать?И это еще не весь список. Двери при открывании все так же хрипят ограничителями, да и дверные ручки все такие же тугие. Кстати, открывая дверь снаружи, старайтесь тянуть ручку строго горизонтально, иначе пластиковая конструкция так и норовит расслоиться на составляющие. Еще Patriot очень «музыкален»: скрипят педаль сцепления и катушка водительского ремня, клацают релюшки, гудят моторчики дворников (причем машут щетками они вразнобой) и стеклоподъемников (правое переднее стекло уже еле ползает), а аккомпанирует им подвывающий насос омывателя. Основной вентилятор «климата» на удивление тихий, но в режиме отопления, когда отключен кондиционер, включается дополнительный электронасос «печки» — его надоедливое гудение особенно хорошо слышно в пробках и на малых скоростях (в будущем «УАЗ» планирует от этого насоса отказаться). Российско-китайская магнитола «Урал» симпатична и хорошо вписана в панель приборов, но ее звучание плоское, как стол, годится разве что для радио, да и от запрятанного в бардачок USB-кабеля не получилось зарядить планшет. А от сдавленного сипения клаксона и вовсе неловко — с виду-то такой солидный внедорожник! Но окончательно добили меня подложенные под скобы дверных замков куски наждачной бумаги. Как, опять?! Помнится, после теста UAZ Patriot с дизелем Iveco, я написал на завод запрос по этому поводу — и получили ответ, что наждачка «предотвращает непроизвольное перемещение скоб в процессе эксплуатации». Запрос этот я писал в 2009 году. Сейчас на календаре год 2013-й. Вроде бы мелочь. Но там мелочь, здесь мелочь — и разве не такие вот «мелочи» формируют мнение о любом продукте?Может, с новой раздаточной коробкой получилось без наждачных шершавостей? Для начала вместо прежнего рычага здесь теперь стоит пластиковая «шайба»! Сама раздатка с электроприводом включения переднего моста и пониженного ряда несет на себе клеймо Hyundai Dymos, выпускается в Китае (там дешевле) и отчасти аналогична агрегату, который ставился на первое поколение внедорожника Kia Sorento. Но главное — выросло передаточное число «понижайки»: со скромных 1,94 (даже у старушки «Нивы» больше — 2,14) до 2,56. В мостах остались прежние главные пары (4,11 у бензинового мотора и 4,62 у дизеля), так что, с новой раздаткой Patriot теперь должен ломиться по бездорожью еще увереннее. Проверим! Но сначала надо добраться до «полигона». Ключ на старт — и под капотом привычно зарокотал, задрожал на холостых оборотах хорошо знакомый уазоводам бензиновый 2,7-литровый мотор ЗМЗ, развивающий все те же 128 «лошадей». Звучит мотор приятно и басовито, этого не отнять. Но динамика двухтонного внедорожника во всех режимах вся такая же невнятная (о времени разгона до сотни завод до сих пор умалчивает), зато расход бензина — внятнее некуда: 11,5 литра на 100 километров по трассе и до 20 литров на 100 километров вместе с проселками и бездорожьем. Трассовый расход, кстати, не удивляет: из-за «тяговых» передаточных чисел трансмиссии на трассе мотор развивает повышенные обороты, на 80 километров в час выдавая 2000 оборотов в минуту, а на 120 километрах в час — уже 3000 оборотов, отчетливо требуя шестую ступень в КПП. Раскочегарился я и до максимальных 150 километров в час (у дизеля только — 135 километров в час). Patriot идет ровно, но выдает такие шумы и вибрации, словно вот-вот взлетит, хотя в целом машина все же стала чуть тише, чем было раньше. Не удивили тяжелая педаль немецкого сцепления LuK вместе с тугим длинноходным рычагом корейской «пятиступки» Dymos (передачи нередко приходится буквально вбивать), дребезжание выпускной системы, «рычание» трансмиссии на разгоне и клацания на переключениях — все это я не раз проходил, и каких-то особых перемен в обновленном «Патриоте» не увидел. АБС Bosch все так же скрежещет, особенно на «ползучих» скоростях, но есть надежда, что новая, девятая версия этого девайса, обещанная к 2014 году, будет тише. Педаль тормоза надо давить все так же решительно, поскольку уверенно «схватывать» тормозные механизмы (диски спереди, барабаны сзади) начинают примерно с середины длинного хода привода.Управляемость? Оставьте эти буржуйские замашки! Руль в «УАЗе» не для оценки нюансов поворачиваемости. Он для того, чтобы за него держаться и задавать направление движения: прямо, направо, налево. При этом люфтящая и лишенная обратной связи «баранка», требующая постоянных подруливаний, быстро учит пресекать блуждания «Патриота» одним отработанным движения твердой руки. А «поблудить» высокий Patriot любит, особенно при перестроениях и активных торможениях с крейсерских скоростей, когда внедорожник периодически начинает «крестить» — и едешь уже не прямо, а зигзагами. При этом системы стабилизации до сих пор нет и непонятно, когда она появится. В общем, все та же машина для крепких мужиков с не менее крепкими нервами. Оставив чуждый для «Патрика» асфальт позади, с облегчением спрыгиваю на разбитые грейдеры и раскисшие проселки: теперь Patriot дома! То, как он едет по плохим дорогам, можно описать одним коротким и емким словом: пофигизм. Глубокие ямы, кочки, поперечные промоины, торчащая из покрытия щебенка? Плевать! Потряхивает, конечно, но на руль почти не проходят толчки, а тычки при проезде мелких и средних неровностей «тонут» где-то в недрах подвески и в боковинах высокопрофильных шин. Скорость, с которой можно «вваливать» по грунтовкам, регулируется только градусом жалости к машине и пассажирам второго ряда — из-за рессорной задней подвески при таких «гарцеваниях» им жестковато. С выносливостью и всеядностью подвески «Патриота» я был знаком и раньше. Равно как и с его общеизвестными внедорожными талантами, которые в доказательствах не нуждаются. Но сюрприз пришел, откуда не ждали — его подкинула новая раздатка. Выяснилось, что от вибрации при проезде дорожных неровностей или даже легкого прикосновения к селектору выбора режимов трансмиссии... самопроизвольно подключается передний мост! Весь тест раздатка фактически жила своей жизнью, подключая и отключая передок, когда ей вздумается. Вдобавок принудительно отключить его получалось через раз! Причина явно крылась в разболтанной «шайбе» переключателя раздатки (пробег тестовой машины — 4000 километров), внутри которой происходил банальный «недоконтакт». На «УАЗе» об этой проблеме знают, уверяют, что ее уже «вылечили» и проблемный переключатель можно будет поменять по гарантии.А этот алгоритм включения пониженного ряда! На оснащенных такими же «электрифицированными» раздатками внедорожниках вроде Great Wall Hover, SsangYong Kyron, нового Chevrolet Trailblazer включить и передний мост, и понижайку можно без проблем, интуитивно. У «Патриота» же этот процесс похож на магический ритуал. Подключить передний мост можно и на ходу, просто переведя селектор из положения 2Н в 4Н. Но для включения пониженной передачи останавливаемся, ставим КПП в нейтраль и отпускаем сцепление. Затем из положения 4Н (верхний ряд) крутим шайбу до упора вправо, держим 3-5 секунд, отпускаем селектор (под действием пружины он сам вернется в положение 4L), затем в течение двух секунд выжимаем сцепление — и ждем волнующего момента, когда на «приборке» загорится символ 4L. Переход обратно на повышенный ряд аналогичен: переводим «шайбу» из положения 4L в 4Н на нейтрали в коробке, и затем в течение 2 секунд выжимаем сцепление. Не алгоритм, а какие-то шаманские обряды, право слово! Но если духи соблаговолят и все получится, то в награду вас ждет радикально увеличившаяся тяговитость. На пониженной передаче обновленный Patriot лезет вперед с еще большим напором и упрямством, пока под колесами есть «зацеп», а под мостами — просвет. Соответственно, если вместо штатных поставить более крупные внедорожные покрышки, то мотору их теперь будет легче крутить на тяжелом бездорожье — любители внедорожного тюнинга явно это оценят. Кроме того, новая раздатка с многозвенной цепью Морзе практически бесшумна на фоне прежней уазовской раздаточной коробки с завывающими шестернями. И никакого зуда от рычага раздатки! Но если вдруг заглох, раздатка самовольно переходит с пониженного ряда на повышенный. Опять какие-то чудеса! Правда, в Ульяновске все же обещают изменить алгоритм управления раздаткой: его внедрят с 1 марта 2014 года, а инструкцию по эксплуатации снабдят дополнительным вкладышем.И все же, и все же... Смысла появления новой раздаточной коробки я до конца, признаться, так и не понял — вопросов осталось больше, чем ответов. Этакий логический «недоконтакт». Зачем этот электронный девайс, на который потенциальный покупатель будет смотреть настороженно — и, как видим, не без оснований? К чему эти заигрывания в кроссовер, если даже с несложным узлом возникают такие «заморочки»? На Mitsubishi Pajero Sport, Jeep Wrangler и Land Rover Defender раздатки управляются рычагами — и никто не возмущается. Не проще ли (и дешевле) доработать прежнюю «уазовскую» раздатку и поставить в нее шестерни с увеличенным передаточным числом — как это уже давно делают в тюнинг-мастерских? Ведь уровень звука при работе трансмиссии для покупателей «Патриота» явно не на первом месте, особенно если сравнивать с дешевизной, простотой и ремонтопригодностью. И разве, кроме раздатки, в Patriot мало других проблемных мест? Машину еще доводить и доводить до ума, чтобы этим традиционно не занимался покупатель. Кстати, в ответ на последний вопрос в Ульяновске обещают очередные улучшения. Так, в ближайшие год-два «Патриот» переживет серьезный рестайлинг, получит модернизированную проводку, новый 2-литровый бензиновый турбомотор ЗМЗ (150 «сил», 330 Нм) и даже коробку-автомат. Управляемость подтянут, а кузова будут цинковать. Но неизбежно вырастет и цена, выбивая «Патриота» из освоенной им в отсутствие конкурентов ниши и вплотную приближая по цене к главному сопернику — китайскому Great Wall Hover, который сегодня стоит от 699 000 рублей. А там уже маячит и SsangYong Kyron (стартовая цена — 829 000 рублей). Самый же дешевый «Патриот» сейчас оценен в 529 000 рублей (комплектация Welcome). Прежняя механическая раздатка пока доступна лишь в этой версии, а из «благ цивилизации» — только передние и задние электрические стеклоподъемники, подогрев зеркал с сервоприводом, атермальные стекла, иммобилайзер, центральный замок и заслонки отопителя с электроприводом. Во всех остальных комплектациях — пока только «электрическая» раздатка. Кондиционер доступен, начиная с версии Comfort (629 000 рублей), АБС — с исполнения Limited (669 000 рублей). В 29 000 рублей обойдется зимний пакет с подогревом лобового стекла и обоих рядов сидений, аккумулятором повышенной емкости и второй «печкой». В 670 000 рублей обойдется спецверсия Trophy, а новое исполнение Arctic, в которое входят и зимний пакет, и жидкостной предпусковой подогреватель Eberspacher, тянет уже на 725 000 рублей — новый рекорд цены «Патриота»! То ли еще будет? Scriptio: Александр Евдокимов.