"Суперамерика"
В этом году Первомай в Монако ознаменовался двумя ценовыми рекордами, установленными на аукционе классических автомобилей Sporting Classics of Monaco. "Отличились" покупатель Ferrari 400 Superamerica 1962 года выпуска, который заплатил за 340-сильный кабриолет 2 миллиона 800 тысяч евро - больше за данную модель никто еще не выкладывал, а также новый обладатель Maserati Tipo 61 Birdcage 1960 года, расставшийся ради легендарного спорткара с 2 миллионами 464 тысячами евро.
Но в мире любителей автомобильной классики этот аукцион стал событием вовсе не из-за накала страстей в ходе торгов, а благодаря тому, что одному из крупнейших в мире аукционеров ретромобилей – канадской компании RM - удалось выставить на продажу в рамках одного мероприятия сразу несколько уникальных машин, важных для истории марок Ferrari и Maserati. А значит, и для всей автомобильной истории.
Да и среди остальных лотов было немало интересных автомобилей. Тем более что Sporting Classics of Monaco относится к самому элитарному типу автомобильных аукционов – для каждой выставленной на продажу машины продавец предоставил исчерпывающую информацию о ее прежних владельцах, с которой можно ознакомится в специальном каталоге.
Учитывая, что речь идет об автомобилях, которые всегда были штучным товаром и поэтому принадлежали, как правило, аристократам, крупным бизнесменам и голливудским звездам, такие машины ценятся еще и за свое прошлое. Однако подробно рассказать обо всех уникальных лотах, выставленных на эти торги, у нас, к сожалению, не получится – в Sporting Classics of Monaco учавствовало 105 автомобилей, из которых было продано 88, включая и упомянутых выше рекордсменов.
Поэтому мы ограничимся подборкой из 10 моделей, за популярность которых на этом аукционе коллекционеры проголосовали рублем (вернее, евро).
Ferrari 400 Superamerica Cabriolet Pininfarina SWB 1962 года выпуска
Цена: 2 миллиона 800 тысяч евро
Абсолютный рекордсмен Sporting Classics of Monaco, кабриолет Ferrari 400 Superamerica относится к легендарной линейке автомобилей Gran Turismo – Ferrari America, которая пользовалась особой популярностью у миллионеров в послевоенной Европе и Америке благодаря сочетанию легкого двухместного кузова со спортивным характером мощных 12-цилиндровых моторов Ferrari.
У данного экземпляра под капотом находится четырехлитровый V12 с тремя веберовскими карбюраторами, который по паспорту развивает мощность в 340 лошадиных сил, а крутящий момент на задние колеса предает четырехступенчатая механическая коробка передач. За управляемость "Суперамерики" отвечает независимая передняя двухрычажка и задняя рессорная подвеска с телескопическими амортизаторами. К тому же, на Ferrari 400 Superamerica и спереди и сзади установлены дисковые тормоза.
Кроме того, эксклюзивности этому автомобилю добавляет его происхождение. Аббревиатура "SWB" в названии данного экземпляра означает "short wheel base" – короткобазный, с расстоянием между осями 2420 миллиметров. Всего было собрано шесть таких кабриолетов – остальные относятся ко второй серии, построенной на шасси с длинной базой – 2600 миллиметров. Вдобавок, эта "Суперамерика" сошла со сборочного конвейера самой последней.
В 1962 году этот автомобиль выставлялся на моторшоу в Женеве и в Нью-Йорке. Во время последней выставки "Феррари" прямо со стенда купил ее первый хозяин – Джи Эй Сталлингс (J.A. Stallings), владевший автосалоном Ferrari в штате Аризона. В том же 1962 году Сталлингс принял участие в заездах на скорость в Бонневилле, где он, управляя "Суперамерикой", смог разогнаться до скорости 145 миль в час (233 километра в час).
Ferrari 250 GT SWB Berlinetta 1962 года выпуска
Цена: 2 миллиона 632 тысячи евро
В 2004 году журнал Sports Car International поставил Ferrari 250 GT SWB Berlinetta на седьмое место в своем рейтинге "Лучшие спорткары 60-х годов прошлого века", а издание Motor Trend Classic поместило эту модель на пятое место в списке "Десять величайших "Феррари" всех времен".
Естественно, у купе хватает и спортивных титулов. Например, в 1960 и 1961 году экипаж, управляющий Ferrari 250 GT SWB Berlinetta, стал победителем гонки в Ле Мане, а в 1960, 1961 и 1962 году на счету этого спорткара были победы в автомобильном Тур де Франс.
Правда, проданный на аукционе Sporting Classics of Monaco экземпляр в 60-ые годы прошлого века в гонках не участвовал. Но зато сейчас он находится в превосходном состоянии, и на нем можно смело регистрироваться для участия в любом ретро-ралли или гонке классических автомобилей. Учитывая, что под капотом этого болида установлен трехлитровый V12 мощностью 240 лошадиных сил, аукционеры гарантируют его владельцу спортивные успехи. Правда, при условии, что за рулем будет сидеть опытный гонщик.
Maserati Tipo 61 "Birdcage" 1960 года выпуска
Цена: 2 миллиона 464 тысячи евро
Эта машина стала вторым после кабриолета Ferrari 400 Superamerica рекордсменом на Sporting Classics of Monaco – до этого момента за "Бердкейдж" еще никогда не давали 2 миллиона 484 тысячи евро. А зря: за Maserati Tipo 61 можно заплатить и дороже хотя бы из-за уникальной конструкции шасси, которое представляет собой пространственную раму, собранную из 200 хромомолибденовых трубок диаметром 10 и 15 миллиметров. За металлическую "паутину" которая скрывается под кузовными панелями, спорткар и получил название "Birdcage" – "Птичья клетка".
Под капотом у этого автомобиля спрятан рядный четырехцилиндровый мотор объемом 2,9 литра и мощностью 250 лошадиных сил, соединяющийся с пятиступенчатой механической коробкой передач. Передняя подвеска – независимая, задняя – типа де Дион. Дисковые тормоза "по кругу".
Maserati Tipo 61 Birdcage с таким мотором было выпущено всего 17 штук, и данный экземпляр попал в руки к североамериканскому нефтяному магнату и гонщику-любителю Джеку Хинклу (Jack Hinkle). Хинкл не стал эксплуатировать "Бердкейдж" на "гражданке", чем обеспечил своему автомобилю славную спортивную историю – только в одном 1961 году болид принял участие в семи гонках и в трех из них победил.
Среди других владельцев данной машины стоит упомянуть лорда Александра Хескета (Lord Alexander Hesketh), владевшего формульной командой Hesketh Racing.
Ferrari 250 GT LWB Tour de France 1957 года выпуска
Цена: 2 миллиона 352 тысячи евро
Модификация Ferrari 250 GT LWB Tour de France была выпущена в пяти сериях, и данный экземпляр относится к третьей. В движение этот "Джи-Ти" приводится трехлитровым V12 (мощность не указана, но у этих моторов она, как правило, составляла от 240 до 260 лошадиных сил), трансмиссия – четырхступенчатая "механика", передняя подвеска - независимая, задняя – рессорная, тормоза – барабанные.
Первым владельцем этой машины стал Уильям Хаара (William Harrah)- владелец игорной империи, расположившейся в штате Невада. Этот предприниматель "по совместительству" являлся крупнейшим североамериканским коллекционером автомобилей. Численность экспонатов в созданном им музее в отдельные периоды достигала тысячи двухсот штук, а в его личной коллекции, кроме Ferrari 250 GT LWB Tour de France, оказались и среднемоторная Ferrari 250 LM, и Ferrari 410 Superamerica.
Ferrari 250 GT LWB California Spyder 1959 года выпуска
Цена: 2 миллиона 72 тысячи евро
Спайдер (еще одно название этого кузова - "родстер") отличается от кабриолета наличием только ветрового стекла – никакой другой защиты от потоков воздуха для водителя такой машины не предусмотрено. Однако в модельном ряду "Феррари" в конце 50-х годов прошлого века различия кабриолетов и спайдеров были еще серьезнее.
Первые, как правило, создавались на базе купе Gran Turismo, предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования, а вторые – на базе гоночных "берлинетт". Правда, номинально - по перечню оборудования – эти автомобили похожи. Например, у этого спайдера такой же, как у Ferrari 250 GT SWB Berlinetta, V-образный трехлитровый двигатель и схожая компоновка шасси. Однако по настройкам эти машины существенно отличаются.
Всего было выпущено 50 спайдеров Ferrari 250 GT LWB California – 14 штук в 1958-м, и оставшиеся 36 штук – в 1959-м году. Данный Ferrari 250 GT LWB California сошел с конвейера 21-м по счету.
Delahaye 135 MS Competition Cabriolet by Figoni & Falaschi 1938 года выпуска
Цена: 1 миллион 792 тысячи евро
135-ый Delahaye стал первым автомобилем, который был выпущен компанией, образовавшейся в ходе слияния двух французских автомобилестроителей - Delage и Delahaye. После "гражданской" версии на свет появилась модификация с литерой "M" в названии, которая получила новый шестицилиндровый двигатель объемом 3,6 литра и мощностью 160 лошадиных сил. А затем в продажу поступил Delahaye 135 MS с модернизированной ГБЦ, благодаря которой крейсерская скорость этой машины возросла до 177 километров в час.
Экземпляр, проданный на аукционе в Монако, представляет собой кабриолет, построенный на гоночном шасси Delahaye 135 MS итальянским кузовным ателье Figoni & Falaschi. Из истории этой машины особенно интересен тот факт, что в 1960 году она была продана одному из своих владельцев за 500 французских франков. Затем за 700 франков ее купил тогдашний президент клуба любителей марки Delahaye Филипп Лутен (Philippe Looten), который владел кабриолетом с 1960 по 2002 год, и за это время успел не только дважды отреставрировать эту машину, но и проехать на ней около 160 тысяч километров.
Rolls-Royce Phantom II Special Town Car by Brewster 1933 года выпуска
Цена: 1 миллион 456 тысяч евро
Этот автомобиль, в первую очередь, интересен своей историей - он был создан нью-йоркским кузовным ателье Brewster в разгар Великой депрессии по заказу одного из крупных североамериканских магнатов того времени Си Метью Дика (C. Matthew Dick) для его будущей жены. Дик, видимо, очень любил свою будущую супругу, так как заплатил за лимузин, построенный на шасси Rolls-Royce Phantom II, неслыханную по тем временам сумму – 31 тысячу долларов. Таким образом, эта машина стала самой дорогой из всех, проданных в 1933 году во всем мире.
А вот двигатель у этого автомобиля, в отличие от кузова, стандартный – 50-сильная рядная "шестерка" объемом 7,7 литра. Именно такие силовые агрегаты ставились на "Фантомы" с 1929 года.
Alfa Romeo 6C 1750 GS by Zagato 1930 года выпуска
Цена: 879 тысяч 200 евро
Производитель автомобильных кузовов Уго Загато собрал эту Alfa Romeo 6C 1750 GS в том же году, когда сделанные им четыре других Alfa Romeo 6C 1750 заняли места с первого по четвертое на гонке Mille Miglia.
Секрет спортивных успехов этой машины во многом связан с ее небольшим весом, а это в свою очередь заслуга именно Загато, который изготовил для этой модели Alfa Romeo красивый и легкий алюминиевый кузов. Кроме того, машине достался достаточно мощный для того времени рядный шестицилиндровый двигатель с нагнетателем мощностью 85 лошадиных сил и объемом 1,8 литра.
Ferrari 275 GTB/6C Alloy Berlinetta 1965 года выпуска
Цена: 784 тысячи евро
Покупая Ferrari 275 GTB в конце 60-х годов прошлого века, можно было выбрать либо 280-сильную, либо 300-сильную версию. Двигатель при этом под капотом был один и тот же – 12-цилиндровый объемом 3,3 литра. Отличалось лишь количество карбюраторов – у более мощной модификации их было не три, а шесть штук.
У данного экземпляра как раз шесть карбюраторов. К тому же, в данном случае 300 лошадиных сил тянут не стальной, а алюминиевый кузов – в "Феррари" делали такие кузовные панели не только для гоночных автомобилей, но и для машин, предназначенных для езды по дорогам общего пользования.
В добавок, только появившись, эта машина была названа самой совершенной "Феррари" за время существования марки – покупателям очень понравилась полностью независимая подвеска Ferrari 275 GTB.
Ferrari 275 GTB/4 Berlinetta 1967 года выпуска
Цена: 767 тысяч 200 евро
У этой Ferrari 275 GTB тоже шесть карбюраторов, и поэтому ее V12 развивает мощность в 300 лошадиных сил. Но главное – в конце 90-х годов прошлого века ее реставрация транслировалась в прямом эфире на североамериканском канале Speedvision. Но и до ставшего достоянием общественности ремонта эта машина была в отличном состоянии – эксперты канала, сняв полосу краски с кузова, увидели под ней не тронутый ни ржавчиной, ни слесарным ремонтом чистый итальянский металл.
Scriptio: Артем Бетев.