56 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая 21-я «Волга» — автомобиль, ставший культовым в СССР и постсоветской России. Мы собрали семь интересных фактов о легендарной машине. 56 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая 21-я «Волга» — автомобиль, ставший культовым в СССР и постсоветской России. Мы собрали семь интересных фактов о легендарной машине. Люксовый хром «Волга» выпускалась в двух вариантах оформления: обычном и улучшенном. Последнее в водительской среде называлось «люксовый хром». На первой серии (1957-1959) это был поясной молдинг из хромированного силумина и подоконные вставки их нержавеющей стали. Во второй серии «Волг» (1959-1962) к ним добавились блестящие оклады лобового и заднего стекол и хромированная решетку радиатора (обычная красилась в цвет кузова). Наконец, третья серия (1962-1970) в улучшенном оформлении имела блестящие молдинги по верху крыльев и фигурные надписи «Волга» на боковинах передних крыльев. При помощи богатого декора Горьковский автозавод пытался привлечь внимание зарубежных покупателей к устаревающей машине. В экспортном исполнении на «Волгу» помимо красивой отделки устанавливался форсированный до 85 лошадиных сил двигатель. По спецзаказу «люксовым хромом» на заводе можно было оснастить любой автомобиль, а уж при реставрации и подавно. Поэтому сейчас существует масса гибридов: например, «Волги» второй серии с решеткой радиатора от первой — ее украшала чрезвычайно популярная среди коллекционеров звезда. Volga Diesel В Антверпене по инициативе бельгийского дилера «Волги» была организована сборка автомобилей из горьковских машинокомплектов с английским дизельными двигателем. Сначала это был 48-сильный мотор Perkins, затем в силу явной малосильности его заменили на 65-сильный Rover. На крышку багажника таких машин устанавливался шильдик Volga Diesel. Та же фирма в конце 50-х годов заказала кузовному ателье Chia из Турина рестайлинг ГАЗ-21. Итальянцы сделали радиаторную решетку более американистой: во всю ширину автомобиля, собранной из тонких горизонтальных молдингов. В остальном дизайн остался советским. Вези меня, олень Самым желанным для коллекционеров «волговским» украшением является накапотная фигурка оленя — символа Нижегородской области. Она не просто красива и задает тон всему летящему облику автомобиля, но и крайне редка. В 1958 году фигурку перестали устанавливать на капот из соображений безопасности, заменив ее «каплей» — травмобезопасной обтекаемой накладкой. Кроме того, олень был самым популярным предметом у автомобильных воров. В 1962 году с капота убрали и каплю, а гаишники во время прохождения техосмотра заставляли владельцев «Волг» снимать уцелевших оленей. Поэтому сейчас новодельная фигурка стоит 15 тысяч рублей. Аутентичных оленей — с облупленным хромом, а то и без задних ног, — люди ищут годами. Кстати, для установки фигурка подходит лишь капот первой серии «Волги», на котором есть ярко выраженная ось симметрии. У более поздних выпусков капоты плоские. Машина — зверь С этими словами в 2005 году Владимир Путин пригласил Джорджа Буша за руль «Волги» цвета слоновой кости и 1957 года выпуска. Во время реставрации на Горьковском автозаводе в президентский автомобиль оснастили автоматической трансмиссией и литыми дисками, салон вместо штатного кожзаменителя обтянули бежевой кожей, на капот установили хромированного оленя. Путин объяснил Бушу, как управлять автомобилем, и тот сделал пару кругов по резиденции в Ново-Огарево. За год до этого Буш прокатил Путина на пикапе по своему ранчо в Кроуфорде. Догонялка На базе «Волги» была сделана ГАЗ-23, спецмашина для КГБ. Официально она называлась «машина сопровождения», в просторечии — «догонялка». Двигатель V8 от «Чайки» объемом 5,5 литра не помещался под капотом, поэтому его устанавливали с наклоном на два градуса и большой точностью, чтобы не задевал при работе другие детали. На «догонялку» вернулась автоматическая коробка передач — на обычных «Волгах» ее установили лишь на полторы тысячи машин из первых выпусков. Был значительно усилен кузов, для улучшения сцепления ведущих колес с дорогой в багажники некоторых машин устанавливался балласт. На ГАЗ-23 имелся гидроусилитель руля, отсутствовавший на базовой модели, усиленная подвеска и иная решетка радиатора. Спецавтомобиль разгонялся до 100 километров в час за 16 секунд (обычная «Волга» — за 34), максимальная скорость составляла 170 км/ч. Всего было собрано 603 таких машины. Звезда экрана «Волга» — один из самых киногеничных советских автомобилей. Синхронный разворот трех «Волг» в «Мертвом сезоне» был выполнен на ГАЗ-23 — у обычных «Волг» на такой маневр не хватило бы мощности. Пронзительный роман героев Татьяны Дорониной и Олега Ефремова в картине «Три тополя на Плющихе» тоже разыгрывается в салоне ГАЗ-21. Наконец, «Берегись автомобиля» можно считать не только одной из самых ярких советских кинокомедий, но и рекламным фильмом ГАЗ. Помните, как Юрий Деточкин летит по шоссе под бессмертный вальс Андрея Петрова? Современным клипам до них далеко. Во всех приведенных выше фильмах, а также в «Бриллиантовой руке» снимался один и тот же автомобиль, мосфильмовская «Волга». В «Мертвом сезоне» она была занята в обычных сценах, от погони в «Берегись автомобиля» уходил каскадер на специально подготовленной машине. Место в истории Последняя 21-я «Волга» сошла с конвейера горьковского завода 15 июня 1970 года. Это был автомобиль антрацитового цвета модификации ГАЗ-21УС — с улучшенным оформлением. Прямо с конвейера он направился в заводской музей. Scriptio: Антон Валагин.