Секреты выбора автомобильных шин
Апрель — лучшее время для переобувки автомобиля в летнюю «обувь». Кому-то для этого нужно всего лишь достать из закромов комплект летних колёс и сменить в шиномонтажной мастерской «зиму» на «лето», другим же автомобилистам предстоит непростой выбор новой резины в шинных центрах, а то и просто в гипермаркете. Именно последним адресован наш материал. Рассказываем, как правильно выбрать и приобрести новые автомобильные покрышки.
Без права на ошибку
К выбору и покупке автомобильных шин следует отнестись с особой серьёзностью. Именно покрышки связывают автомобиль с дорогой и прежде всего от них зависит ваша безопасность. Шины не просто позволяют уверенно (или не очень) разгоняться и замедляться, но также сильно влияют на расход топлива, управляемость, комфорт и даже срок службы элементов подвески. Эти расходники приобретаются раз в несколько лет и требуют весомых финансовых затрат. Именно поэтому прежде чем идти в шинный магазин или заказывать резину в интернете, стоит сто раз подумать, и лишь потом — действовать.
Типоразмер
Первое, с чего следует начать выбор новой резины — определиться с типоразмером. Обычно на одну и ту же модель автомобиля ещё с завода в зависимости от комплектации ставятся колёса разных типоразмеров. К примеру, на компактный седан Citroen C4 устанавливаются покрышки размерности как 215/55 R16, так и 215/50 R17. Что значат эти цифры?
Первая (215) означает ширину данной шины, указанную в миллиметрах. Вторая (55 или 50) — отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Буква R (Radial) — обозначает тип конструкции корда (в данном случае тип радиальный), а следующая цифра — посадочный размер обода (16 или 17 дюймов соответственно).
Колёсные диски у вас уже есть, значит, посадочный размер известен. Остаётся подобрать правильный профиль. Вот тут возможны варианты. К примеру, на тот же Citroen C4 в кузове хэтчбек производитель ставил как покрышки типоразмера 205/55 R16, так и 225/50 R16, или 205/50 R17, 215/45 R17 и 225/45 R17.
Приобретая новый комплект, вы можете купить любые из них, и все они подойдут, если посадочный размер подходит к диску. Нюанс в другом — уровень комфорта и управляемость этих шин будут сильно отличаться друг от друга. Чем выше профиль, тем более уверенно вы будете штурмовать всевозможные препятствия, но в поворотах автомобиль будет сильнее крениться, а в виражи заходить не так охотно, как на шинах с меньшим профилем. Обратная сторона медали в том, что низкопрофильные шины не позволят ехать быстро по плохой дороге — вы попросту убьёте покрышки, а заодно и диски с подвеской. Вот почему в данном вопросе важно соблюсти баланс, учесть условия, в которых вы эксплуатируете автомобиль, и не вдаваться в крайности.
Помните, что шины с меньшим посадочным размером дешевле, а высокий профиль обеспечивает больший комфорт при повседневной езде. Служат такие шины, как правило, дольше низкопрофильных. Также следует помнить, что шины всех типоразмеров, рекомендованные автопроизводителем под вашу модель, имеют приблизительно одинаковую длину окружности, а значит, все рекомендованные производителем размеры будут давать примерно одинаковые показания спидометра и не исказят показания на одометре.
Что до буквы R (тип конструкции корда), её можно упустить. Практически все современные шины радиальные, поэтому данная маркировка давно не несёт никакой полезной нагрузки для потребителя.
Другие важные параметры
Типоразмером определяются лишь базовые показатели. Продвинутому автомобилисту нужно знать гораздо больше, а именно индекс скорости и полезную нагрузку, которую может нести шина. Эти данные зашифрованы в буквенно-числовом индексе. К примеру, «91Т».
Цифра 91 обозначает максимально допустимую нагрузку на шину (в данном случае она может нести до 615 кг веса). Чтобы определить, какой индекс подходит вашему автомобилю, нужно разделить его полную массу на четыре, а затем подобрать соответствие по таблице. К примеру, 82 — означает 475 кг, а 100 — 800 кг. В абсолютном большинстве случаев любая шина из предлагаемых в магазинах подойдёт вашей машине, однако важно помнить: чем выше индекс нагрузки, тем прочнее каркас.
С индексом скорости тоже всё довольно просто: чем выше индекс, тем на большей скорости возможно безопасное движение. При этом показатели сцепления той или иной шины тем выше, чем выше индекс. Этот параметр указывается латинскими буквами и ставится позади индекса нагрузки. Вот наиболее популярные параметры: R —170 км/ч, S — 180 км/ч, T — 190 км/ч, U — 200 км/ч, H — 210 км/ч, V — 240 км/ч.
Разумеется, обычному автомобилисту в России подойдёт абсолютно любой из перечисленных индексов — дорог, рассчитанных под скорости свыше 130 км/ч, у нас попросту нет. И всё же, правило здесь то же самое: чем выше индекс, тем лучше покрышка.
Иные обозначения
На боковинах шин можно найти массу других полезных данных. Наиболее ценными из них являются показатели термостойкости — Temperature (от А до С, где А — наилучший показатель), способность шины к торможению на влажном покрытии — Traction (от А до С, где А — наилучший показатель), Treadwear — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным тестом США (100–600% от самой нестойкой к износу шины). При этом стоит помнить — максимально возможный выбег почти всегда означает посредственные сцепные свойства, поскольку эти параметры не уживаются друг с другом.
Разумеется, на боковине вы найдёте также марку и модель покрышки, а также место и время её выпуска. На дату производства следует обратить особое внимание: чем моложе шина, тем она лучше. С годами резина теряет свои полезные свойства и начинает саморазрушаться, даже в том случае, если никогда не эксплуатировалась. Если у вас есть возможность, подберите все покрышки из одной партии одного завода. Это гарантирует, что шины будут выполнены из абсолютно одинакового компаунда, что повысит безопасность движения.
Рисунок протектора
Ещё один наиважнейший параметр — тип рисунка протектора. Он бывает трёх видов: ненаправленный, направленный и асимметричный.
Первый, симметричный — непременный атрибут наиболее доступных покрышек. Он не значит, что данные шины плохие, однако недвусмысленно намекает на их невыдающиеся характеристики и бюджетность. Такие покрышки редко могут тягаться с более качественной, но также сложной и дорогой продукцией. Их следует выбирать для неспешного передвижения в неэкстремальных условиях владельцам недорогих автомобилей.
Направленный рисунок хорош тем, что повышает точность управления и значительно снижает шум, а также намного лучше отводит осадки из пятна контакта. Минус у таких шин тоже имеется, притом немалый. При таком типе протектора вы не сможете самостоятельно переставлять шины с одной стороны автомобиля на другую. В случае такой необходимости колёса придётся разбортировать и заново собирать. А это лишние визиты в шиномонтаж и дополнительные финансовые расходы. Данные покрышки всегда должны вращаться в одну сторону!
Шины с асимметричным рисунком — наиболее совершенные. При максимальных эксплуатационных характеристиках они лишены недостатков направленных шин. Именно такие покрышки мы рекомендуем брать для повседневного длительного использования привередливым и требовательным водителям.
При установке направленных покрышек обратите внимание на надпись «Rotation» (направление вращения), а при установке асимметричных — на надпись «Outside» (наружная сторона). Они позволяют понять, правильно ли установлена резина.
Усиленные и улучшенные шины
В последнее время на рынке появилось большое количество шин с дополнительной аббревиатурой в названии — XL (Extra Load). Эти покрышки подходят на любой автомобиль и отличаются от обычных усиленной конструкцией. Если видите, берите смело! Тем более что в большинстве случаев это всего лишь маркетинговая уловка. То же самое относится к аббревиатуре RF (Reinforced).
Надпись RunFlat означает, что шина создана по технологии, позволяющей продолжать движение после прокола или спуска покрышки.
Выбор бренда
Наконец, немаловажным критерием выбора является производитель покрышек. Сегодня россиянам доступна продукция невероятного количества производителей со всего мира, однако далеко не вся продаваемая резина действительно безопасна и надёжна. Именно поэтому мы рекомендуем выбирать только заведомо качественные изделия от всемирно известных брендов и ориентироваться на сравнительные тесты шинной продукции, притом именно того типоразмера, который вам нужен.
Наиболее авторитетными производителями шин являются премиальные Michelin и Continental, а также периодически их «кусающие» Nokian, Pirelli, Bridgestone, Goodyear, Yokohama, Dunlop, Toyo, Kumho и Hankook. К продукции остальных компаний стоит относиться с разумной осторожностью и понимать, что они пока не обладают теми же наработками и возможностями, которые есть у именитых брендов.
История дизельных мотоциклов.