Опубликовано 31 декабря 2012, 21:50

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

Шестидесятые — золотой век американского автопрома: именно тогда в США производились самые длинные люксовые автомобили и самые мощные масл-кары.

Шестидесятые — золотой век американского автопрома: именно тогда в США производились самые длинные люксовые автомобили и самые мощные масл-кары. Кондиционеры, автоматические коробки и электроприводы всего и вся — это уже было в порядке вещей. Семилитровые моторы мощностью свыше 400 сил — тоже. А какие тогда делали концепты! «Мотор» вспоминает самые интересные американские прототипы 1960-х.

Ford Gyron, 1961 год

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

Уместно ли называть Ford Gyron автомобилем? У него же всего два колеса! По замыслу инженеров, в движении кузов этого автомобиля должен был держаться ровно благодаря гироскопу, а на парковке — опираясь на боковые подножки.

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

Автор гироскопической системы — изобретатель Луи Бреннан. Он очень любил гироскопы и пытался применить их повсюду: работал над стабилизацией мотоциклов, машин с двумя колесами, железнодорожных составов и, говорят, даже участвовал в проекте по созданию летающей тарелки для военных.

Все это хорошо, но остается вопрос — зачем? Машины с четырьмя колесами были проще, дешевле и ехали лучше. Тем не менее, фанатики подобных конструкций сохранились до сих пор.

Ford Seattle-ite XXI, 1962 год

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

Еще одна инновация — стекла с изменяемой степенью затемнения (такие только-только появляются на машинах Mercedes-Benz) и управление автомобилем «по проводам». Кроме того, Ford Seattle-ite XXI был модульным: переднюю часть кузова с управляемыми колесами и силовым агрегатом можно было менять. Для города концепт можно было сделать четырехколесным, с экономичным 60-сильным мотором, а для дальних поездок — с шестью колесами и мотором свыше 400 лошадиных сил.

Да, это шестиколесное чудо-юдо выглядит сюрреалистично, но поверьте, именно концепт Ford Seattle-ite 1962 года воплотил в себе рекордное число футуристических идей. Как вам интерактивная навигационная система? Или решение с поворачивающимися колесами двух передних осей, которое потом воплотилось в шестиколесных болидах Tyrell P34 Формулы-1 1976 года?

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

С силовой установкой, правда, инженеры перемудрили — машину предполагалось оснащать небольшим... ядерным реактором!

Dodge «Deora», 1965 год

Вообще-то это не концепт, а кастом, который братья Майк и Ларри Александр (Александр — это фамилия!) представили на выставке Motorama в Детройте в 1967 году. Но какой это был кастом! В основе лежал бескапотный пикап Dodge A-100 1965 года с рядной 102-сильной «шестеркой» объемом 2,8 литра и трехскоростной механической коробкой передач.

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

Силовой агрегат был смещен назад. Боковые двери отсутствовали: вход-выход осуществлялся через переднюю часть: лобовое стекло откидывалось вверх, а «борт»... вращался! Вместо руля — подобие штурвала, а пропорции машины были совершенно неземные.

Этот автомобиль — один из самых крутых кастомов всех времен. А самой компании Chrysler он настолько понравился, что она взяла «Деору» в лизинг на пару лет и возила по выставкам как «собственную разработку». В 2009 году чудо-пикап продали на аукционе за 324 тысячи долларов.

Plymouth XNR, 1960 год

Очень странный автомобиль, не правда ли? С плавниками, «крестом» и зауженным носом Plymouth XNR был воплощением самых смелых дизайнерских решений даже по меркам 1960-х, когда в Америке любили поэкспериментировать и не чурались даже самых лихих форм. Тем более удивительно, что дизайн этого автомобиля делали итальянцы из ателье Ghia, которое ныне поглощено компанией Ford.

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых
Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых
Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

Автомобиль оснащался рядным шестицилиндровым мотором мощностью около 200 лошадиных сил. Полноценное лобовое стекло было положено только водителю, пассажиру же предлагалась маленькая откидывающаяся «стекляшка». А чтобы его не сдуло набегающими потоками ветра, сиденье разместили ниже, чем водительское.

Ford Cougar Concept Car, 1962 год

Невероятной красоты концепт с дверьми типа «крыло чайки» явно был сделан под влиянием знаменитого Mercedes-Benz 300 SL. И хотя концепт-кар «Форда» появился на семь лет позже «Мерседеса», первые его эскизы, говорят, были сделаны на год раньше — в 1954-м. По крайней мере, на этом настаивают представители компании Ford.

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

Шасси — от модели Thunderbird. Двери — с электроприводом. А мотор V8 объемом 6,7 литра, развивавший 410 лошадиных сил и 607 Нм, оснащался впрыском топлива. В серию красавец-Cougar не пошел, зато «полулюксовое» отделение компании, фирма Mercury, потом использовала название для своего пони-кара на базе «Мустанга».

Dodge Charger Roadster, 1964 год

Злой и мускулистый — это концепт Dodge Charger Roadster 1964 года, который двумя годами позже превратился в серийный Dodge Charger — один из самых известных и красивых американских масл-каров. Правда, серийная модель не унаследовала от концепта почти ничего: ведь прототип был, по сути, видоизмененным полноразмерным купе Dodge Polara.

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых
Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых
Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

Изюминкой Charger Roadster было минималистичное остекление и «двойной» кокпит: водитель и пассажир были разделены высоченной перегородкой — с любимой девушкой не пообнимаешься.

Plymouth Roadrunner, 1964 год

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

В целом грозный, а в деталях смешной — посмотрите только на эти крылышки в переднем бампере и активные спойлеры на большом дугообразном крыле позади сидений. Через пару лет концепт избавился от шоу-каровской мишуры и стал одним из самых ярких масл-каров своего времени, который продавался неплохими тиражами, исчислявшимися десятками тысяч автомобилей в год.

Серийный Roadrunner выпускался на протяжении 12 лет — с 1968 по 1980 год, а самая «злая» версия этой модели оснащалась очень мощным по тем временам 425-сильным мотором, с которым она разгонялась до 60 миль в час чуть медленнее семи секунд.

Chevrolet Turbo Titan III, 1966 год

Кузов этого футуристичного грузовика был выполнен из стеклопластика и нержавеющей стали. Общая длина автопоезда составляла 15 метров, масса — 35 тонн. Но главное в этой машине — стиль!

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

Электроприводами было оснащено абсолютно все — двери типа «крыло чайки», выдвижные фары, указатели поворотников и габаритные огни. Странно, что пробку топливного бака надо было открывать вручную. И, конечно, у машин не было традиционного руля — вместо него разместили что-то похожее на «бум-бокс». Иначе какой же это концепт?

Самые крутые американские концепт-кары шестидесятых

В качестве силового агрегата для Turbo Titan III инженеры выбрали перспективный (как тогда считалось) газотурбинный двигатель, развивавший 280 лошадиных сил и 1200 Нм. Спасибо, что не ядерный реактор!

Scripto: Влад Клепач

Автомобильные новости