Уникальными образцами оружия обладает лишь несколько стран в мире, а бесспорным лидером здесь являются США. Но и России есть чем удивить «партнёров». Рассказываем про самые интересные образцы вооружения. После окончания Холодной войны во многих странах были резко сокращены военные расходы, но только не в США. Пентагон как продолжал заказывать новое оружие, так и продолжает. На сегодняшний день американская армия и флот имеют на вооружении уникальные образцы оружия, которых нет в других странах. Самый дорогой военный самолет в мире В настоящее время в Китае заканчивается разработка стратегического стелс-бомбардировщика Н-20, который станет только вторым – а может и третьим, – подобным самолетом в мире. А первый стелс-бомбардировщик появился в США ещё в восьмидесятые годы прошлого века и должен был стать средством прорыва советской ПВО. Речь идет о самом дорогом военном самолете за всю историю: дозвуковом бомбардировщике-невидимке B-2 Spirit.Разработка этого самолета велась с конца семидесятых годов фирмой Northrop, в 1983 году бомбардировщик совершил первый полет, а через пять лет американские ВВС получили первые серийные машины. B-2 Spirit весит 170 тонн, построен по схеме «летающее крыло», благодаря стелс-технологиям имеет небольшую радиолокационную заметность, может пролететь 11 тысяч километров и берет на борт до 27 тонн груза. Из-за огромного объема научно-конструкторских работ и применения дорогостоящих материалов и электроники, цена каждого бомбардировщика составляет более двух миллиардов долларов. На цене также сказалось уменьшение первоначальной серии из 130 самолетов до 21 – фактически каждый B-2 Spirit является штучным изделием.Из-за окончания Холодной войны надобность в этом бомбардировщике отпала, но и снимать его с вооружения было глупо, учитывая затраченные на его разработку колоссальные средства. Поэтому вместо прорыва советской ПВО, B-2 Spirit участвовал в войнах в Ираке, Ливии и Афганистане.За годы эксплуатации был потерян всего один B-2 Spirit – в 2008 году бомбардировщик разбился при взлете на острове Гуам из-за технической неисправности. А начиная с 2012 года B-2 Spirit остаются «безработными», так как использовать эти машины попросту негде. Например, в той же Сирии, гораздо дешевле использовать обычные истребители-бомбардировщики или ударные беспилотники, чем гонять дорогостоящие «стратеги»-невидимки, час полета которых обходится американским налогоплательщикам в кругленькую сумму.Казалось бы, получив такую дорогущую, но, в целом, бесполезную игрушку как B-2 Spirit, второй раз наступать на те же грабли Пентагон был не должен. Но нет – на смену B-2 разрабатывается новый стелс-бомбардировщик B-21 Raider, первый полет которого запланирован на следующий год. Если китайцы первыми не поднимут в воздух свой бомбардировщик Н-20, то B-21 Raider станет вторым в мире бомбардировщиком-невидимкой после В-2. Истребитель вертикального взлета Есть у американцев ещё один уникальный самолет – разработанный компанией Lockheed Martin первый в мире стелс-истребитель вертикального взлета и посадки F-35B Lightning II. В настоящее время этот самолет является единственным в мире истребителем-невидимкой, способным взлетать и садиться вертикально. F-35B позволяет значительно расширить возможности ВМФ любой страны, так как благодаря ему появляется возможность использовать в качестве авианосцев универсальные десантные корабли или вертолетоносцы.F-35B состоит на вооружении не только Корпуса морской пехоты США, но и британского и итальянского ВМФ, также планируются его поставки в Японию. Интерес к самолету проявляла и Турция, недавно обзаведшаяся универсальным десантным кораблём Anadolu, который турки планировали использовать в качестве легкого авианосца. Но после охлаждения отношений между США и Турцией, поставки F-35В в эту страну были заморожены.Несмотря на ряд интересных технических решений этот самолет не избежал критики, как и всё остальное семейство F-35 Lightning II. Его осуждали за цену в 105 млн долларов, за стоимость часа полета (более 40 тыс долларов), за небольшую скорость в 1930 км/ч, маленький радиус действия, чрезмерный износ двигателя и планера. Несмотря на относительно небольшой налёт, уже два F-35B были потеряны в результате технических проблем, которые, по мнению ряда экспертов, не устранены до сих пор. И хотя американские F-35B совершили первые боевые вылеты ещё в 2018 году в Афганистане, дело ограничилось лишь поражением наземных целей, не прикрытых ни системой ПВО, ни вражескими истребителями. Уникальный конвертоплан Не имеет аналогов и военно-транспортный конвертоплан Bell V-22 Osprey, разработка которого началась в восьмидесятые годы, а на вооружение армии США он начал поступать с 2007 года. Эта машина имеет поворотные роторы на концах крыла, что позволяет ей взлетать и садиться вертикально, а поднявшись в воздух она превращается в самолет, способный развивать максимальную скорость 565 км/ч. Конвертоплан способен перевозить груз массой до 5,5 тонны или 24 десантника, кроме того, к плюсам стоит отнести возможность перевоза груза на внешней подвеске. Грубо говоря, Bell V-22 Osprey – это военно-транспортный самолет, которому не нужна взлетно-посадочная полоса.Но помимо плюсов, есть у машины и минусы. Самый главный – надежность. Несмотря на активное участие в военных операциях лишь один конвертоплан был потерян от огня противника, а почти два десятка стали жертвами технических неполадок. Кроме того, час полета конвертоплана обходится в 11 000 долларов (столько же, сколько час полета двухдвигательного истребителя F-18 Hornet). Неудивительно, что большинство союзников США, за исключением Японии, не стали покупать американские конвертопланы, сочтя их чересчур дорогим удовольствием.В настоящее время проходит испытания опытный конвертоплан Bell V-280 Valor, который имеет все шансы стать новой «рабочей лошадкой» американской армии и Корпуса морской пехоты. Заправка в воздухе США всегда тратили колоссальные средства на развитие своего ВМФ, который со времен окончания Второй мировой войны является сильнейшим в мире. Именно в американском флоте вскоре появятся первые беспилотные и малозаметные самолеты-заправщики Boeing MQ-25T Stingray. Так как американские авианосные группы нередко действуют на значительном удалении от своих баз, не всегда получается заправлять самолеты авианосной группировки с помощью обычных самолетов-заправщиков. Решить проблему должен стелс-заправщик MQ-25T Stingray, который будет базироваться на авианосцах.Несмотря на небольшие размеры, пятнадцатиметровый реактивный беспилотник способен доставлять 6,5 тонн топлива на удаление до 1000 километров от авианосца, что значительно увеличит радиус действия палубных самолетов. Разработка MQ-25T Stingray велась концерном Boeing c 2012 года, а в 2017 году он стал победителем конкурса ВМФ и в перспективе должен стать частью авиакрыла американских авианосцев. Первый полет стелс-заправщик совершил в 2019 году, а летом текущего года была совершена первая успешная дозаправка палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения Е-2D Advanced Hawkeye.В перспективе MQ-25T Stingray должен пройти тест на «совместимость» с основным палубным истребителем ВМС США F-18 и идущим ему на смену F-35C. В последнем случае американский флот сможет гордиться тем, что единственным в мире будет обладать не только палубным стелс-истребителем нормального взлета и посадки, но и беспилотным палубным стелс-заправщиком. Российский танк Т-14 Но не только США располагают уникальным оружием. До конца этого года в российскую армию поступит первая партия танков Т-14, созданных на базе гусеничной платформы «Армата». Это первый в мире танк третьего поколения, первый в мире танк с необитаемой башней и первый в мире танк разработанный для так называемой сетецентрической войны.Т-14 весит 55 тонн, вооружается 125-миллиметровой пушкой повышенной мощности 2А82, способной поражать неприятеля не только снарядами, но и управляемыми ракетами. На танке применена новая динамическая защита, а также комплекс активной защиты «Афганит», превосходящий все существующие на сегодняшний день аналогичные комплексы. Если последние эффективны только против противотанковых ракет и выстрелов из гранатомета, то комплекс «Афганит» способен также бороться со снарядами, имеющими гораздо большую скорость чем ПТУР.Помимо этого, защищенность танка обеспечивают радиолокационная малозаметность, специальное покрытие корпуса и башни, уменьшенное тепловое излучение и возможность ставить разнообразные помехи. Экипаж из трех человек находится в изолированной бронекапсуле, что повышает его выживаемость в случае повреждения танка в результате обстрела или подрыва на мине. Т-14 способен обнаруживать и отслеживать воздушные и наземные цели и передавать данные о них другим танкам, самоходным орудиям и зенитно-ракетным комплексам. Российский танк является своеобразным «мозгом» тактического звена, выполняя ряд функций, которые танкам раньше были не свойственны. Не исключено, что со временем Т-14 может получить беспилотную модификацию, что сделает его настоящим танком будущего.Правда, такое обилие «умной» электроники и инновационных разработок сделало Т-14 весьма недешевым, вот почему первоначальные планы по оснащению российской армии 2300 этих машин пришлось сильно урезать. Вместе с тем один Т-14 способен заменить сразу несколько обычных танков, поэтому численные показатели не играют решающей роли. Да и концепция его применения сильно отличается от всего того, что было принято раньше. В данном случае важен сам факт того, что Россия смогла разработать и запустить в серию по-настоящему революционный танк, при создании которого не переосмысливали опыт прошедших войн и конфликтов, а разрабатывалась машина для реалий сегодняшнего и завтрашнего дня.