Если появившаяся в 1947-м модель 125 S стала отправной точкой в официальной истории Ferrari, то представленная годом позже 166-я – точкой кристаллизации. Этот многогранный автомобиль позволил компании из Маранелло обрести свою классическую структуру. И кстати, в процессе оформления Ferrari обнаруживается отчетливый русский след... **Мы продолжаем серию публикаций к 75-летию компании Ferrari. quto.su уже успел рассказать как появилась эмблема марки и как Энцо Феррари выиграл свои первые гонки. А сейчас мы откроем тайну создания легендарной 166-й модели. ** Известно, каким должен быть перерыв между первой и второй. Дебют Ferrari 125 S и ее производной 159 S в 1947 году получился достаточно ярким, но, чтобы доказать его неслучайность, требовалось еще более убедительное продолжение. По счастью, V12, спроектированный Джиоаккино Коломбо для первой модели компании из Маранелло, обладал большими резервами. В 1948 году его превратили из изначально 1.5-литрового в 2.0-литровый, что повлекло увеличение унитарного рабочего объема цилиндра до 166 см3. Отсюда цифровое обозначение целого семейства моделей разной направленности. Гоночный фундамент "Мотором" для Энцо Феррари служили победы в гонках. И чем они громче – тем лучше. 166-е с их форсированными V12 позволяли замахнуться на покорение легендарных вершин в мире автоспорта. Первой, над которой взметнулся флаг с изображением вставшего на дыбы вороного жеребца, в марте 1948-го стала сицилийская "Тарга Флорио", старейшая (с 1906 г.) регулярная гонка в мире. И эта победа Ferrari во многом была... русской.Князь Игорь Трубецкой нашел стоящий способ использования средств своей супруги-миллиардреши Барбары Хаттон. Потомок декабриста основал собственную гоночную команду Inter и приобрел у Энцо Феррари три 166-х в разном исполнении, взяв к тому же на себя финансирование их участия в соревнованиях. Судьбе было угодно, чтобы в "Тарга Флорио" 1948 года победила более гражданская – и потому менее требовательная к качеству топлива – версия модели, Sport Spyder, которой попеременно управляли итальянский гонщик Клементе Биондетти и Игорь Трубецкой.Князь оказался причастен и к знаковой победе Ferrari в легендарной "Милле Милья" (1000 миль – ит.), которая проводилась по дорогам континентальной Италии с 1927 года. Сходу покорить эту вершину команде из Маранелло не удалось: в 1947-м 159 S сошла после 400 км из-за повреждения прокладки одной из головок блока цилиндров V12. К участию во второй попытке помимо заводской команды готовилась и принадлежавшая Трубецкому боевая Ferrari Spyder Corsa.Существует несколько версий того, как машина накануне гонки оказалась в распоряжении Энцо Феррари, но в любом случае это не улучшило его отношений с князем и каким-то мистическим образом повлияло на ход дальнейших событий. Севший за руль "чужой" 166-й великий Тацио Нуволари, любимый пилот Феррари еще с довоенных времен, сначала уверенно лидировал в гонке, но затем машина буквально начала рассыпаться на части, а добила ее поломка крепления рессоры – сход. В итоге, гонку выиграет представлявшее заводскую команду купе 166 S с кузовом от ателье Allemano. После финиша Энцо Феррари вручил солидную денежную премию Джузеппе Навоне, испытателю Ferrari и механику этого экипажа, не заплатив ни лиры основному пилоту, Клементе Биондетти. Тот во время гонки слишком нервничал из-за временной утечки масла между маховиком и сцеплением, игнорируя советы Навоне, знавшего машину как свои пять пальцев. Да, Коммендаторе (уважительное прозвище Феррари) был крут, но справедлив. Видя потенциал Биондетти, он вновь сделает его своим пилотом в "Милле Милья" 1949 года, и уроженец Сардинии не подведет, добыв за рулем 166 ММ для Ferrari вторую победу в главном итальянском марафоне.Между тем, то, что осталось от Ferrari 166 Spyder Corsa, на которой выступил Нуволари, вернулось к Игорю Трубецкому, и ему удалось за две недели превратить груду деталей в гоночную машину. Она позволила князю стать первым пилотом, принявшим участие на модели Ferrari в Гран-При Монако. Правда, добраться до финиша помешала авария в ставшем знаменитым уже в эпоху Формулы-1 повороте при выезде на набережную...Зато в 24-часовой гонке в Ле-Мане, возобновленной в 1949 году, Ferrari 166 MM пришла к финишу первой, причем итальянский пилот Луиджи Кинетти, в годы Второй мировой получивший в эмиграции гражданство США, находился за рулем 23 часа. Напарник "стального человека" Питер Митчел-Томсон, 2-й барон Селсдон, занял место в кокпите, лишь когда отрыв от ближайшего преследователя достиг трех кругов. Впрочем, в протоколах гонки эти имена навсегда остались рядом.А вот пилотам одноместной Ferrari 166 F2 не приходилось делиться славой со спонсорами: регламент Формулы-2, для которой предназначалась эта модель с высокофорсированным V12, не предусматривал смен в экипаже по ходу заезда. Послужной список Ferrari 166 F2 включает 6 побед в 13 гонках в 1949 году и 13 из 18 в сезоне 1950-1951 гг. Благодаря этой модели в Европе узнали аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио. А у себя на родине будущий пятикратный чемпион Формулы-1 отметился за рулем Ferrari 166 FL, известной также как 166 С America.Модель, участвовавшая в проходивших в Южной Америке состязаниях в так называемой "Свободной Формуле", стала кульминацией в развитии гоночных 166-х. Установка сдвоенного карбюратора Weber 40 и компрессора Roots позволила довести мощность 2.0-литрового V12 до 310 л.с. против 100 "лошадей" у исходной 1.5-литровой версии. Некоторые источники указывают и максимальную скорость этого монстра – 310 км/ч. Была ли она когда-либо достигнута – неизвестно, поскольку до 1985 года Ferrari официально не указывала этот показатель. Что не помешало 166 FL одержать ряд громких побед в начале 1950-х. 166-я серия укрепила позиции молодой компании Ferrari в мире автоспорта высших достижений. Но этим дело не ограничилось.Дополнительные точки опоры Все новое – хорошо забытое старое, а может, и не забытое. Энцо Феррари, еще выставляя в 1940 году на гонки ААС 815, предполагал конвертировать ее потенциальный успех в прибыль за счет создания версий модели для дорог общего пользования. Тогда осуществлению идеи помешала Вторая мировая. С появлением победоносной серии 166 прежним планам был дан зеленый свет.Так появились первые модели Ferrari категории GT, или, как говорили тогда, скоростного туризма. Поначалу Коммендаторе не отдавал предпочтения какому-либо кузовному ателье, что породило большое разнообразие типов и вариантов "гражданских" 166-х. Этому способствовало и то, что Энцо Феррари не вмешивался в дела дизайнеров. "Снимите мерку с салона моей Lancia Ardea (по нынешним стандартам модель особо малого класса, – Прим.) и сделайте также", – этим исчерпывались пожелания Коммендаторе к кузовщикам. Те работали на конкретного заказчика, поэтому все "гражданские" 166-е, в названии которых часто присутствовало слово "Inter", были уникальны.Тем не менее порядка 40 построенных экземпляров позволяют говорить о начале серийного производства GT из Маранелло. Появление нового товара имело закономерное следствие – создание дилерской сети. Отвечающей, разумеется, амбициям Энцо Феррари. Уже упомянутый Луиджи Кинетти, победитель Ле-Мана'1949, не мелочась, открыл салоны Ferrari в престижных районах Парижа и Нью-Йорка. Правда, потенциальных клиентов поначалу приходилось долго убеждать в том, что им стоит присмотреться к моделям из Маранелло, но благодаря победам гоночных 166-х эта фаза не затянулась.