Руль до отбоя и вывернутые колеса: что можно и нельзя усилителю руля
Усилители бывают нескольких видов и у каждого есть свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. К примеру, маневр, легко дающийся электроусилителю, для гидроусилителя покажется серьезной нагрузкой, способной привести к поломке.
Пожалуй, самым распространенным в мире является как раз "гидрач", который представляет собой трубопровод под давлением в миниатюре. По нему под давлением циркулирует рабочая жидкость. Это сложный механизм с простым принципом действия.
Электроусилители получили распространение относительно недавно. В их основе - электромоторчик, мощность которого зависит от скорости автомобиля. Чем быстрее едет автомобиль, тем меньше усилий нужно для поворота руля. Так и здесь: электромотор дает высокий крутящий момент на низкой скорости, чтобы легче было вращать руль. Чем выше скорость, тем момент ниже. Электрогидроусилитель отличается от обычного "гидрача" электрическим насосом вместо механического.
У каждого из этих механизмов есть свои слабые места. Часто начинающие водители, еще не привыкшие к количеству оборотов руля или просто увлекшиеся рулежкой, могут невзначай провернуть рулем до отбоя. Если электроусилителю это не страшно, то "гидрач" в этот момент испытывает вполне серьезную перегрузку.
Когда руль докручивается до крайнего положения, на гидроцилиндр, необходимый для вращения руля без усилий, создается самое сильное давление. И когда водитель в таком положении удерживает руль продолжительное время, он это давление также подает без передышки.
Это ускоряет износ целых и новых деталей в системе. Шланги испытывают сильную перегрузку. Если же автомобиль уже повидал виды, то руль до упора может спровоцировать избыточное давление в системе, детали которой и так уже изношены долгой эксплуатацией.
Да, в системе есть специальный перепускной клапан, чтобы избыточное давление стравливать. Но если он изношен или даже вышел из строя, руль, вывернутый до упора, может добить усилитель. Ну а сам отбой хоть и звучит жутковато для многих автолюбителей, реальной угрозы не несет.
Многие водители часто спорят, можно ли в таком случае оставлять автомобиль припаркованным с вывернутыми колесами. Напомним, что в некоторых случаях водитель обязан вывернуть колеса при парковке. На склоне, например. Но как быть, это может убить усилитель руля?
На самом деле, ничего страшного в этом случае не происходит. Действительно, даже в некоторых инструкциях по эксплуатации к автомобилям с ГУР сказано, что удерживать руль в крайнем положении дольше 15-20 секунд не рекомендуется. А что же будет, если автомобиль так оставить на ночь?
Дело в том, что когда мы глушим двигатель, выключаются и все агрегаты, то есть и насос, создающий давление в усилителе. А без давления ГУРу ничего и не страшно.
Электрические усилители сегодня получили повсеместное распространение. В отличие даже от самых надежных гидроусилителей, они не нуждаются в обслуживании. Их электронная начинка имеет и ряд настроек, которые позволяют в некоторых автомобилях регулировать даже усилие, необходимое для поворота руля.
Но по сравнению с ГУР электроусилитель обладает меньшей информативностью. Если на низких скоростях разница не так заметна, но на более высоких она становится очевидной.
Кроме того, ЭУРы ограничены мощностью электромотора. Их не поставишь на грузовой автомобиль.