Россияне готовятся к многократному повышению штрафов
С 1 июля вступает в силу новая редакция КоАП. Многократно увеличатся штрафы за нарушение правил остановки и стоянки. В десять раз вырастут штрафы за езду по полосам для общественного транспорта. Впервые в истории России штрафы в Москве и Петербурге будут выше, чем за аналогичные нарушения в других городах. Расширяется перечень нарушений, за которые машину эвакуируют на штрафстоянку. За неправильную тонировку теперь будут снимать номера.
Штрафы против пробок и машин
Поправки в кодекс были разработаны в прошлом году группой депутатов из «Единой России» по поручению президента. Глава государства призвал законотворцев продумать механизмы, которые бы могли помочь решить проблему пробок в крупных городах, в том числе за счет ужесточения штрафов. Авторы изменений аргументировали, что доходы жителей Москвы и Петербурга выше средних зарплат в целом по стране, поэтому и штрафы на их территориях должны быть больше. При этом для иногородних граждан, нарушивших ПДД в Москве или Петербурге, штрафы будут выписаны по «столичным» расценкам.
Жесткими санкциями власти рассчитывают спровоцировать водителей пересесть на общественный транспорт. Поэтому ряд поправок в несколько раз увеличивают штрафы за нарушение правил парковки и стоянки.
За остановку или стоянку на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, либо нарушение правил остановки или стоянки на тротуаре штраф вырастет в Москве и Петербурге с 300 до 3000 рублей (в остальных регионах 1000 рублей). Точно такое же наказание предусмотрено за остановку или стоянку в местах остановки общественного транспорта или ближе 15 метров от них. Расстояние отмеряется от границ желтой разметки или знака. В этой зоне разрешат лишь остановку для высадки или посадки пассажиров. Раньше за такое нарушение водителям грозил штраф в 100 рублей.
Наказание за несоблюдение знаков и разметки, запрещающих остановку или стоянку, вырастет с 300 до 3000 рублей в Москве и Питере (1500 рублей в регионах). Если же водитель создал препятствие для движения других машин на проезжей части или остановился в тоннеле, то вместо действовавших 300 рублей в регионах ему придется заплатить 2000 рублей, а в двух столичных городах — 3000 рублей.
За остановку или стоянку на трамвайных путях либо далее первого ряда от края проезжей части штраф вырастет со 100 до 3000 рублей в Москве и Петербурге (в регионах 1500 рублей).
Еще одна мера, которая, по мнению чиновников, подтолкнет водителей пользоваться общественным транспортом, касается многократного увеличения штрафа за движение по выделенным полосам для автобусов и троллейбусов. В Москве и Петербурге вместо прежних 300 рублей автовладельцы теперь будут платить за езду по спецполосе 3000, а в регионах — 1500 рублей. На сегодняшний день в Москве действует 12 выделенных полос общей протяженностью 88,6 километров. До конца текущего года их количество доведут до 16, а их суммарная протяженность составит 228,7 километров. Фиксировать нарушения водителей кроме инспекторов ГИБДД будут 66 автоматических камер, установленных на протяжении полос.
Отредактировали КоАП в части нарушения правил движения в жилых зонах, в которых теперь запрещено сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, стоянка грузовых автомобилей с полной массой более 3,5 тонн. Ранее штраф за это составлял 500 рублей, теперь же для Москвы и Петербурга — 3000, а для регионов — 1500 рублей.
В Департаменте транспорта Москвы весной смоделировали, как изменится поведение водителей после резкого увеличения штрафов. В апреле глава департамента Максим Лискутов привел данные, согласно которым половина паркующихся неправильно автовладельцев с 1 июля пересядет на городской общественный транспорт. Еще 5% будут ставить свои машины на платные стоянки, которые пока заполняются лишь на треть. Остальные 45% водителей, рассчитывая ускользнуть от наказания, будут искать для своих автомобилей новые незаконные места парковки.
Директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Москвы Михаил Блинкин считает, что повышенные штрафы не разгрузят город от пробок. «Это маленький и сдержанный шаг, — говорит эксперт. — Но в Европе за неправильную парковку можно оштрафовать короля Швеции. У нас же работают феодальные глупости: автомобиль, например, чиновника, судьи или работника прокуратуры наказывать не будут. Вместе с этим парковку в центре нужно делать платной, потому что всех разместить там все равно не получится». Соблюдать же правила парковки водители будут только в том случае, если наступит неотвратимость наказания, считает эксперт. Сейчас в городе работают 10 автомобилей, которые в автоматическом режиме фиксируют нарушения правил остановки и стоянки. К концу года их будет уже 100, а патрулировать они будут весь город.
Эвакуация расширится и подорожает
С 1 июля в Россию возвращается плата за эвакуацию автомобилей для водителей (с 2008 года она была бесплатной), а также расширяется перечень нарушений ПДД, за которые машину могут увезти на штраф-стоянку. Согласно новой редакции КоАП, автомобиль будет эвакуирован в следующих случаях:
- если у водителя нет с собой доверенности на управление ТС или регистрационных документов;
- за остановку или стоянку ТС в местах, где это запрещено дорожными знаками или разметкой;
- если водитель бросил машину на пешеходном переходе или в пяти метрах от него;
- за нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а также за остановку или стоянку в тоннеле;
- если у автомобиля неисправна тормозная система;
- если водитель сел за руль, не имея прав или будучи лишенным права управления;
- если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения или отказался от освидетельствования;
- за нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.
Если эвакуация невозможна, то задержание ТС будет осуществляться путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
Стоимость эвакуации будет разниться в зависимости от региона — на усмотрение местных властей. В Санкт-Петербурге до 2008 года эвакуация обходилась в 4400 рублей, в Калининграде в 1850 рублей, а в Иркутске в 1200 рублей. В Москве до 2004 года эвакуация обходилась водителям в 1809 рублей, но была отменена из массовых жалоб автовладельцев. Сейчас с водителя взимается плата только со второго дня пребывания автомобиля на штрафстоянке, а сама эвакуация транспортного средства производится бесплатно.
В преддверии вступления в силу ужесточающих санкций относительно эвакуации Генпрокуратура заявила, что только восемь регионов приняли нормативные акты, устанавливающие порядок перемещения и хранения автомобилей. В остальных субъектах, пока местные власти не определятся со стоимостью эвакуации и штрафстоянками, будут действовать прежние нормы.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин сомневается, что расширение списка нарушений, по которым предусмотрена эвакуация, сможет решить в столице проблему пробок. «Московская служба эвакуации, как и в некоторых других городах, это большая катастрофа, — говорит эксперт. — Из-за нее возникает мультиэффект. Владельцу, обнаружившему отсутствие машины, чтобы вернуть ее назад, нужно где-то быстро ловить частника и совершать массу абсолютно ненужных поездок — в ГИБДД, на стоянку, в сберкассу. За день в городе эвакуируют порядка 1000 машин, сейчас причин будет больше, и эвакуаторы смогут забирать уже 2-3 тысячи автомобилей. Разве городу нужны эти лишние поездки? Ведь проведя полдня в лишних разъездах, автовладелец будет уже реально мешать движению. Это называется борьба с пробками по-российски. Одной рукой боремся с пробками, а другой рукой сами их провоцируем».
С тонировкой, но без номеров
C 1 июля ужесточаются санкции за езду на автомобилях с повышенным уровнем тонировки. Теперь автомобилистов будут не только штрафовать на 500 рублей, но и снимать с машины регистрационные знаки. «В этом случае речь идет о лобовом стекле и передних боковых стеклах автомобиля, светопропускаемость которых, согласно техническому регламенту, должна быть не менее 70%», — пояснил замглавы ГИБДД России Владимир Кузин.
Генерал Кузин добавил, что дорожных инспекторов вооружат специальными приборами, которыми они начнут проверять тонированность автомобилей. Ранее машины проверяли только во время техосмотра или в ходе спецрейдов. Прибор должен быть опломбирован и иметь сертификат.
Если инспектор установит, что уровень тонировки превышен, то в отношении водителя составляется административный протокол и ему на месте предложат устранить нарушение. В противном случае автовладельцу предложат снять номера. «Чтобы получить номера обратно, водитель должен убрать тонировку и приехать после этого в подразделение ГИБДД. После осмотра машины, если нарушений выявлено не будет, номера вернут», — подчеркнул Владимир Кузин.
Научная общественность считает, что ужесточение наказания за тонировку автомобиля ничем не обосновано. «Тонировка автомобиля никак не влияет на безопасность движения, — рассказал преподаватель столичного Университета машиностроения (МАМИ) Владимир Удовик. — Я 13 лет преподаю теорию в автошколе и за это время мне не попадалось ни одного исследования, доказывавшего нечто подобное. Если говорить о какой-то опасности, то она возникает лишь в дворовых зонах, где в ночное время отсутствует освещение. В этих случаях водитель, маневрируя задним ходом, при поднятых стеклах не может посмотреть, что происходит справа или слева».