Опубликовано 21 июля 2022, 19:30
5 мин.

Российский автопром: надежда умирает?

Главред Quto рассуждает о многочисленных проектах импортозамещения в автомобильной промышленности, надеждах на Китай и Минпромторге, который десятки лет спал, накрывшись одеялом с головой
В интересное время живём! Хотя интересным это время стало лет эдак 8 назад, когда выяснилось, что западные «партнёры» готовы молниеносно поменять к нам отношение, случись в их чисто вымытых головах смена парадигмы о нашей стране. Уже тогда было понятно, что ситуация на планете поменялась и будет меняться дальше, а европейцы, в обнимку с американцами, просто так наблюдать за этим не будут, потому что вышли из зоны комфорта.

Но я не о политике, а об отношении к начавшимся тогда процессам, со стороны тех, кто принимает решения в нашей стране. Хотя, процессы то, как раз и не начались. Ну да, тогда мы впервые услышали слово «санкции», а благочинные люди в галстуках и при мигалках продолжали делать вид, что это всё фигня, пугалка и дальнейшего развития ситуация не получит.

Прям вот вижу эту картину: за окном штормит, но пока не сильно, а Минпромторг выпил кефирчику, накрылся одеялом с головой, да и отврернулся к стенке. Ну шторм, ну ладно, дом же не сдуло.

Если менее фигурально, то выводов из тогдашнего плохого начала почти никто не сделал. Как и прежде все гордились иностранными инвестициями, рапортовали с высоких трибун об интересе западных компаний, а в это время в стране бесславно давала дуба некогда великая промышленность. Согласитесь, ведь очень удобно, когда за тебя делают всю работу! Привозят комплектующие, платформы, дизайнеров, инженеров, сажают своих топ-менеджеров, да ещё и новые принципы производства формулируют.

Ну и что, что французские дяденьки вывозят от нас самолёты прибыли, зато на этих дяденек работают россияне, а это хорошо, потому что «социалочка».

Нет, я категорически не против синергии и совместной работы на глобальном уровне. Нужно быть дремучим идиотом, чтобы не понимать нынешних производственных процессов. Но скажите мне, а кем надо быть, чтобы планомерно избавлять страну от собственных заводов, закупая всё что можно за любым забором, но не в России? А, ну да, коврики и пластик брали у нас, за что огромное спасибо. На любой вопрос, а почему не развивать собственное производство тех же блоков АБС, нам отвечали, что есть «Бош», а мы отсталые, а чтобы нам перестать ходить в лаптях, нужны инвестиции, а зачем нам тратить деньги, когда есть «Бош».

Вот только сбежали потомки великого инженера, сбежали быстро, аж еду на столах побросали, а французы так вообще, в одном исподнем драпали, даже пробку из самолётов в «Шереметьево» создали.

Российский автопром: надежда умирает?

© ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Наступила давящая на уши тишина, в которой изредка было слышно, как покашливают в недоумении чиновники, ещё вчера рапортовавшие о светлом настоящем. А ещё в этой тишине стало слышно, как на второй космической скорости полетел в бездну огромный рынок.

Из пыльных шкафов с архивами достали папку «Импортозамещение», начали перелистывать несколько жалких страниц, на которых толком ничего и не написано, хотя «звоночек» прозвенел почти десять лет назад, да и поняли, что в графе «а что замещать», стоит слово из трёх букв. Всё! Абсолютно всё, что касалось высокотехнологичной продукции, систем безопасности, да блин, даже фары нужны!

Уныние, постигшее заседателей в кабинетах, вылилось в невероятное количество прожектов, мозговзрывающих идей и невероятно абсурдных комментариев «экспертов». А в это время АвтоВАЗ встал, Ульяновский завод превратился в настолько мусорный актив, что его бросил даже владелец, в Нижнем Новгороде задумались, а из чего же теперь выпускать автомобили, а московский завод сменил владельца и застыл в ожидании.

Кстати тольяттинское предприятие, если уж честно, проснулось раньше всех, начав выпускать автомобили, о комплектации которых не рассказал только ленивый, а заодно вспомнило про «Весту».

Да, ту самую, которую французские хозяева планировали уничтожить через пару лет, как нерентабельную, заменив её на очередное произведение великого румынского автопрома. Да и хорошо, что вспомнили, потому что Vesta была и остаётся лучшим российским автомобилем, как в плане дизайна, так и в плане технологий. Хотя стоп! Каких технологий? А, ну да, французских и японских. Ладно, есть же ещё Granta!

Российский автопром: надежда умирает?

Впрочем, с «Ладой» всё более-менее понятно: Renault чего-то там разрешил использовать, а без японских вариаторов мы переживём, как жили десятилетия до этого, поэтому автомобили будут выпускаться. Мало, в урезанных комплектациях, но будут, только пресловутые логистические цепочки наладить нужно.

Другое дело завод «Москвич», дверьми которого наши европейские «друзья» хлопнули особенно громко. Как только появились первые новости о смене собственника, из каждого утюга начали вещать аналитики, предсказывавшие будущее производства, примерявшие различные бренды в цеха, а большинство из этих безусловно достойных людей уповали на Китай.

Подбросил дровишек и сам «Москвич», показав презентацию новых моделей, которые были поразительно похожи на то, что делает компания JAC. В это же время, на авансцену вышел КамАЗ, заявивший о планах выпуска в Москве электромобилей, ещё больше запутав комментаторов, которые понять не могли, где Набережные Челны, а где электрокары. Где? Да в столице и есть, все электробусы в городе разработаны именно инженерами КамАЗа, так что компетенций хватает.

Ну и к китайцам, а то букв уже много, а главное я пока не сказал. Эти замечательные ребята, за последние восемь лет полностью перестроили свой автопром, превратив его в один из самых передовых в мире. Скучные европейцы, за это время, успели только сделать большие ноздри у BMW, и нарисовать все Audi на одно лицо.

А ещё китайцы расчётливые и мудрые, и несмотря на резко высвободившуюся нишу, бежать к нам сломя голову не спешат, а причина одна – боязнь санкций, как бы это странно не звучало. Китайская промышленность ну очень ориентирована на США, и если про автомобили здесь речи не идёт, то десятки тысяч других товаров могут оказаться под запретом, случись у вашингтонцев приступ, связанный с дружбой с Россией или ситуацией вокруг Тайваня.

Именно поэтому наши азиатские коллеги предельно осторожны и не везут к нам составы автомобилей, запасных частей и компонентов. Мы может и друзья, но деньги зарабатывать тоже нужно, а учитывая, что некоторые китайские компании напрямую владеют известными западными брендами, вопрос рестрикций для них очень чувствителен.

Собственно поэтому стоит отчасти верить в то, что показанные в Москве «Джаки» взяты для примера, как наиболее подходящие концептуально, хотя знающие люди говорят, что на «Москвич» китайцы ездят часто.

Российский автопром: надежда умирает?

Огорчает другое, товарищи: в очередной раз, мы, в лице министерств и ведомств смотрим куда угодно, только не себе во двор, ожидаем что вот сейчас кто-то придёт, да и сделает всё за нас, а мы пойдём, да и отрапортуем, что сделаем классную «Ладу», что МС-21 полетит уже завтра, а вместо «Сапсанов» в Петербург будет ездить российский «Синкансен». Главное, чтобы китайцы помогли.

Автомобильные новости