Роспотребнадзор дал советы, как избежать обмана в автосалонах
В ведомстве рассказали о самых распространенных случаях нарушения прав россиян.«В связи с ростом количества обращений граждан, столкнувшихся с обманом и навязыванием дополнительных товаров и услуг при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах, Роспотребнадзор обращает внимание на типичные нарушения прав потребителей в указанной сфере», — пояснили в пресс-службе ведомства.
Как обманывают
Сообщается, что часто в рекламе и обращении по телефону недобросовестные продавцы указывают заниженную стоимость автомобиля. Это нужно для привлечения клиентов в автосалон.
Нередки случаи, когда перед показом машины или заключением договора купли-продажи менеджеры могут настаивать на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса, при этом в основном договоре содержатся условия об удержании всего аванса или его части. Помимо этого, при оформлении документов сотрудники автосалонов предоставляют недостоверную информацию о размере процентной ставки по кредитам. Как правило, в интернете и рекламных буклетах указывается ставка значительно ниже прописанной в договоре.
Нарушением со стороны продавцов считается и навязывание дополнительных товаров, работ или услуг при покупке автомобиля. Например, если предлагается более дорогая комплектация машины, установка дополнительного оборудования, сервисные работы или страховка.
Как выбрать автосалон
В ведомстве отмечают, что избежать всего этого помогут несколько простых правил. Так, до начала общения нужно изучить отзывы об автосалоне, также не лишним будет проверить на сайте производителей, является ли автосалон официальным дилером марки.
Многое скажет и сайт компании, которая занимается продажей машин. На его страницах должна содержаться информация о продавце, месте его нахождения и режиме работы, а также контактные данные: телефон и адрес электронной почты. Помимо этого, в обязательном порядке на сайте должны быть размещены сведения о гарантийных обязательствах фирмы, образцы типовых договоров, стоимости автомобилей и наличии в продаже конкретных машин в определенной комплектации.
Перед покупкой
В Роспотребнадзоре советуют заранее попросить продавца прислать предложение с ценами и характеристиками на почту для ознакомления, а также самостоятельно проверить историю машины на сайте ГИБДД.
Непосредственно перед покупкой нужно очень внимательно прочитать договор, в том числе все, что написано мелким шрифтом. При этом нужно помнить, что спешки никакой нет. Ни в коем случае не подписывать документ, если какие-то пункты не соответствуют словам менеджера или не прописаны сроки поставки автомобиля, размер аванса и порядок его возврата в случае отказа от покупки по вине продавца, а также полное описание модели и ее комплектации. Чтобы избежать недобросовестных действий со стороны продавцы эксперты рекомендуют подписывать только тот договор, который вы только что прочли. Если же менеджер унес документ, а потом вернул, придется заняться чтением повторно.
Оплата и получение
Оплачивать покупку безопаснее всего банковской картой. Если она происходит наличными, необходимо требовать документ, подтверждающий внесение средств. Но в любом случае следует помнить, что продавец обязан выдать на руки контрольно-кассовый чек в бумажном или электронном виде.
До того, как забрать автомобиль, не лишним будет осмотреть его на предмет кузовных дефектов, а также сверить номера двигателя, шасси и кузова, проверить комплектацию, работу дополнительного оборудования, светотехнику и уровень технических жидкостей. Подписывать акт приема-передачи в Роспотребнадзоре советуют только после тщательного осмотра.
Осторожно, обманщики
В ведомстве также рассказали, какие условия должны вызывать опасения покупателей:
- продажа автомобилей только в кредит;
- цена машины ниже рыночной;
- предложение подписания договора и внесения авансового платежа до осмотра автомобиля при утверждении продавца, что он есть в наличии;
- отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на автомобиль (договор, паспорт транспортного средства, гарантийный талон или сервисная книжка), а также обязательных информационных сведений о продавце.
Проявить повышенную бдительность стоит также, если с даты постановки автосалона на налоговый учет прошло мало времени. Проверить это можно на сайте ФНС.
Куда жаловаться
«Поводом написать жалобу на автосалон может быть несоответствие фактической цены в договоре и заявленной в рекламе или на сайте, несоответствие комплектации автомобиля, отказ вернуть покупателю внесенный аванс, навязывание дополнительных товаров, работ, услуг и продажа подержанного авто, прошедшего «предпродажную подготовку» под видом нового», — пояснили специалисты Роспотребнадзора.
Жаловаться на дилерские центры можно напрямую производителю, также можно подать претензию недобросовестному продавцу или подать обращение в Роспотребнадзор. В последнем случае к обращению нужно прикрепить документы, подтверждающие, что покупатель понес незапланированные расходы, а также претензионную переписку с продавцом.
Взыскать с автосалона моральный вред или возместить ущерб можно через суд.
«Роспотребнадзор обращает особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных товаров и услуг статьей 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещено. Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб – предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту пострадавших потребителей», — заключили в ведомстве.