Опубликовано 03 ноября 2015, 15:35

Ретро-троллейбус ЯТБ-1: «рогатый» уникум

24 октября на улицах Москвы состоялся парад ретро-троллейбусов, посвященный 82-й годовщине открытия троллейбусного движения в городе. Возглавлять колонну было поручено уникальному «супер-ветерану», троллейбусу ЯТБ-1.

24 октября на улицах столицы состоялся парад ретро-троллейбусов, посвященный 82-й годовщине открытия троллейбусного движения в городе. Возглавлять колонну было поручено «супер-ветерану», троллейбусу ЯТБ-1 — единственному в мире действующему экземпляру, сохранившемуся из всех «рогатых» машин советского производства, которые работали на линиях еще в довоенные годы. Раритет доставили из Петербурга специально для участия в нынешнем параде.

Ретро-троллейбус ЯТБ-1: «рогатый» уникум

ЯТБ-1 — фактически вторая по счету серийная модель троллейбуса, которую производили в СССР. И если первенец — ЛК (сокращение от «Лазарь Каганович») выпускался силами московских предприятий, то следующий за ним вариант машины — детище ярославцев (обозначение ЯТБ-1 так и расшифровывается: ярославский троллейбус первой модели).

Специалисты считают, что это чудо советской техники, как и многие другие модели отечественного производства, скопировано с западных аналогов. «Исходным материалом» в данном случае послужили два британских троллейбуса, которые были закуплены у англичан осенью 1935 года, во время командировки в Великобританию главного конструктора Ярославского автомобильного завода В. Осепчугова.

Ретро-троллейбус ЯТБ-1: «рогатый» уникум

Тогда же, осенью 1935-го, на ЯГАЗе создали специальное КБ, которое и занималось разработкой конструкции нового советского троллейбуса. Вскоре на основе этих разработок заводчане взялись за изготовление опытной машины в металле (правильнее сказать — в металле и в дереве: ведь кузова ярославских троллейбусов, пассажирские кресла собирали из дерева, обшивая кузов снаружи железными листами, а изнутри — фанерой). Поначалу считалось, что на ЯГАЗе, который специализировался в ту пору на выпуске грузовиков и автобусов, должны выполнить лишь опытно-конструкторские работы, а серийное производство новых троллейбусов будет развернуто где-то в другом месте. Однако весной 1936 года свое веское слово сказал тогдашний «хозяин отрасли» — нарком тяжелой промышленности С. Орджоникидзе: «Будем выпускать такие машины на Ярославском автомобильном!».

Читать далее на сайте avtovzglyad.ru

Автомобильные новости