Путешествие на автомобиле по Европе: особенности и колорит
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Итак, у вас возникло желание съездить в Европу. Но вы еще не определились - поехать на собственном авто или прилететь туда на самолете и взять там автомобиль в прокат. Тогда дальше можно не читать.
Полную информацию для путешественников Вы найдете на REDIGO.
Этот текст предназначен для крепких духом, желающих сфотографировать собственный ВАЗ-21093 1998 г.в. на фоне Эйфелевой башни. Автор сам ездил в Европу всего пару раз: 2008 - в Испанию, в 2010 - в Нидерланды. Оба раза на Suzuki Grand Vitara.
Итак, начнем с бумаг, то есть с документов.
Нынче каждое уважающее себя посольство имеет собственный сайт, где и находится исчерпывающая информация. Многие из посольств уже отгородились от клиентов так называемыми визовыми центрами. Это, как правило, некое российское ООО, которое выполняет функцию фильтрации совсем уж неадекватных граждан. Но мы-то с вами не такие, правда?
Обычный набор документов для получения шенгенской визы для поездки на автомобиле таков:
- Анкета той страны, где вы собираетесь провести больше всего дней: если вы сами не знаете, где и сколько будете путешествовать, то виза нужна страны въезда в Шенген, т.е. это почти всегда будет Польша (для Санкт-Петербурга - Финляндия);
- Действующий (еще не менее 3 месяцев на момент выезда из Шенгена) загранпаспорт и старые паспорта, если таковые были [имеет смысл сделать копии всех страниц всех паспортов - некоторые посольства это требуют];
- Российский паспорт (и копии всех его страниц на всякий случай);
- Грин-карта на автомобиль - это такой страховой полис, принятый в Европе и в Белоруссии, приобрести который можно в любой приличной страховой компании [Минимальный срок его действия 15 дней, стоит порядка 1500 рублей; не забудьте сделать копию для посольства. Оригинал останется на руках. Приобретая грин-карту, помните, что срок ее действия должен включать в себя день въезда в Белоруссию и день выезда. Белорусское ГАИ почти наверняка остановит на въезде и проверит. Штраф - $200];
- Копия Свидетельства о регистрации автомобиля;
- На всякий случай можно приготовить копию доверенности на автомобиль (если таковая имеется), обязательно с фразой "с правом выезда за пределы РФ" [Доверенность может быть и от юридического лица, но вероятность того, что это заинтересует посольство - ничтожна];
- Копия водительских удостоверений всех участников автопробега;
- Подтверждения о бронировании отелей при въезде (туда) в Шенген, при выезде (оттуда) из Шенгена, ну и там, где собираетесь прожить дольше всего (см. п. 1);
- Подтверждение собственной платежеспособности: 2НДФЛ или банковская выписка со счета [Свежая справка о покупке евро наличными тоже не помешает: чтобы не возникло вопросов, лучше предъявлять имеющиеся средства из расчета 70 евро на человека в день, да на меньше у вас и не получится там прожить];
- Справка с места работы, из которой следует, что вы действительно работаете президентом "Газпрома" с окладом миллион рублей в неделю, и на время поездки Вам предоставляется оплачиваемый отпуск Если вы предприниматель, то нужна бумага про регистрацию предприятия и ИНН];
- Копия полиса медицинской страховки. Приобрести можно аналогично п. 4;
- Если едете про приглашению друзей, живущих "там", то его оригинал обязателен, Включая копию паспорта или ID друга;
- Две нестарых цветных фотографии 3.5 х 4.5, лицо на которых крупным планом на белом или светлом фоне.
Все. Список выглядит внушительно, но на самом деле все просто. При желании весь необходимый пакет документов собирается за один рабочий день. Далее на сайте визового центра записываемся на прием. Приезжаем в назначенный день, общаемся с хмурым охранником, потом с милой девушкой, оплачивам услуги визового центра и консульский сбор (получится порядка 2500-3000 рублей на человека) и начинаем ждать.
Движение своих документов принято отслеживать на сайте визового центра. За отдельные деньги они могут прислать SMS-уведомление, а за еще более отдельные деньги прислать документы почтой.
Важно! Все вышеперечисленное не является 100-процентной истиной. Это лишь общая картина. Правила периодически меняются, разные посольства придумывают свои мелкие "пакости". Найдите и внимательно изучите сайт нужного вам визового центра или посольства. Особенно это касается вопросов: требования к фотографиям, визы на детей, кто может подавать документы, кто может забрать документы.
А пока ждем документы, можно заняться автомобилем. Тут тоже ничего сложного: автомобиль должен быть исправен. Весь и полностью. Важно не забыть укомплектовать багажник непривычной для нас вещью - светоотражающим жилетом. У них там сломаться на дороге и выйти из автомобиля без жилета нельзя. Если жилет один, а остальным членам экипажа сидеть в машине скучно - пусть перелезут через отбойник и сидят на травке.
И еще одна любимая русская забава - тонировка. Если таковая имеется на передних дверях и лобовом стекле, то лучше содрать дома, чтобы на границе время не тратить. Еще известны случаи, когда люди имели проблемы из-за так называемого колхоз-ксенона и неисправной выхлопной системы.
Давно пора поговорить о планировании маршрута. Прикидываем общее расстояние от дома до цели назначения. Не стоит рассчитывать на преодоление приличных расстояний в темное время суток. По территории России средний суточный пробег - около тысячи километров, по Западной Европе можно и до 1300 км по светлому проехать.
Бронирование отелей в дорогу можно делать через множество соответствующих сайтов. Здесь есть несколько важных моментов:
- Не забывайте о парковке для автомобиля - она может быть при отеле как бесплатной, так и платной (иногда это надо тоже заказывать при бронировании номера);
- Интернет в отелях бывает разный: и бесплатный и за нешуточные деньги;
- Бывают маленькие отели, где по приезду поздно вечером или ночью придется общаться с роботом - это на любителя (по мне - лучше с живым человеком на ресепшене пообщаться);
- Изучите правила отмены брони (как правило, ее можно отменить безнаказанно за 6-12 часов до наступления дня "Д" и часа "Ч");
- Курящим при бронировании лучше не забывать о своей вредной привычке;
- Заранее надо выяснить, если ли в отеле где поужинать, когда вы приедете на ночь глядя (мне пришлось однажды поблуждать по ночному Леону, чтобы накормить свой экипаж);
- Существуют сети придорожных недорогих ночлежек наподобие Formula1 - они на любителя, капризным женщинам может не понравиться.
Навигация.
Можно, конечно, и по пачке Беломора доехать. Но лучше что-то более современное. Навигаторов нынче в продаже великое множество. И не стоит совмещать навигацию со своим основным телефоном. Телефон - он чтобы "алё" кричать. А самое главное - это софт. Я по Европе ездил с iGo8. Кому-то больше TomTom нравится. Еще важнее - карты. Они должны быть самые свежие. И все равно попадутся какие-нибудь участки или развязки, которых навигатор еще не знает. Особенно в Польше и других бывших околосоветских странах. Разумеется наличие на борту навигатора не отменяет необходимость смотреть на знаки и указатели. Если указатели вступают в противоречие с навигатором, то верить надо указателям. Научиться виртуозно пользоваться прибором лучше заранее, чтобы потом на скорости 130 км/ч не отвлекаться.
На узких улицах старых европейских городов навигатор может начать "слепнуть" и терять спутники. Это не баг, это фича.
При всем вышеперечисленном полезно иметь при себе и бумажный атлас или карту. С ними и пассажирам не так скучно будет.
Деньги.
Лично я с банковскими картами имел проблемы только в Голландии (апрель 2010). Обычную нашу "визу" от Сбербанка, которая и эмбоссирована, и с магнитной полосой, и с чипом, там у меня пару раз отказались принимать: Sorry, chip-card impossible!
В других странах такого ни разу не было. Наличные деньги там еще не забыли. Главное - не пугать европейцев крупными купюрами. В некоторых магазинах могут отказать в приеме банкноты в 100 и более евро. Купюра в 500 евро находится вообще за гранью добра и зла.
Оплата дорог.
Она бывает трех видов: никакая (Германия и т.д.), по факту (Белоруссия, Польша, Франция, Испания и т.д.), специальной виньеткой (Чехия, Австрия и т.д.).
Поинтересуйтесь заранее. Особенно важен последний вариант: когда, где и какую покупать.
Пункт оплаты за дорогу - это, как правило, ряд будок со шлагбаумами. Важно с первой попытки угадать, к какой будке подъезжать.
Там все написано: есть для местных, у которых проездные, есть для граждан с наличкой. Это для нас. Иногда это может оказаться не пункт оплаты, а пункт получения бумажки, которая потом и будет являться поводом к оплате. Не потеряй ее!
Топливо.
С момента въезда в Белоруссию бензин в бак начинает сразу литься после втыкания пистолета: сначала налил, потом и пошел платить. Белорусы на трассах принимают любую валюту, включая карты. Я платил нашими рублями. В Польше всегда платил с карты и злотые вообще в руках не держал. Заправки в Европе - это одно из немногих мест, где можно безнаказанно расплатиться купюрами 100 или 200 евро. В бак Витары запросто за раз входит топлива на 80 евро.
Связь.
Понятно, что у каждого члена экипажа по мобильному телефону, включен роуминг и на счете есть деньги. Роуминг - штука дорогая, в минус уйти - проще простого. Не играйтесь с телефоном, особенно, если это iPhone. И детям не давайте. Если есть CB-радиостанция, то пусть будет. Факт ее наличия на борту никому не интересен: ни полиции, ни пограничникам.
ПДД надо соблюдать, и там тоже.
И такое устройство, как радар-детектор, лучше оставить дома. Есть страны, где за него могут строго наказать. Вплоть до тюрьмы или конфискации автомобиля. Штрафы и в остальном нешуточные, полиция строгая, в том числе и в Белоруссии. Но ее (полицию) не видно, пока она не нужна. Хотя могут и сидеть в засаде, прям как наши. Хотя смысла нарушать правила дорожного движения там нет. Разметка, толковые знаки, указатели, разгонные полосы - все для человека. Если ремонт, то желтая разметка обозначает траекторию объезда.
Кстати о желтой разметке:
в городах, зачастую, бесплатно запарковаться невозможно. В местах, где желтая разметка идет вдоль тротуара, стоять нельзя. Если желтой разметки нет - смотрите на знаки. Они могут быть о платной парковке и ее времени. Если нашли, то теперь ищите паркомат. Платишь, а чек - под лобовик, на панель. Практически везде можно найти и подземный паркинг со свободными местами.
Ремни безопасности обязательны для всех, находящихся на борту. Всегда включаем ближний свет (в некоторых странах это пока необязательно, но пусть будет). А вот противотуманные фары просто так включать не надо — накажут. Равно как и за одну негорящую фару.
Водительское удостоверение.
Не верьте тем, кто говорит, что ВУ пластиковое - это международные права, а ВУ ламинированное - нет. Строго говоря оба эти варианта суть просто национальное ВУ. В европах и то, и другое валидно.
ХРОНИКА И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
6 апреля 2010 года, вторник.
Одометр 67300.
Часов в 10 утра отчаливаем от дома (город Нижний Новгород) и берем курс на запад. По пути нам надо заехать в Домодедово.
Ориентировочно в 16 часов стартовали из Домодедово, куда пришлось заехать, чтобы забрать выездные документы - их по доверенности получал приятель.
В 20:30 доехали до Белоруссии. Остановился на границе, сходил в ваганчик т.н. транспортной инспекции, оплатил транзит за проезд по Белоруссии - 147 рублей (здесь и далее рубли российские). Проехали еще километров 5 и решили остановиться, переночевать.
Одометр 68258. За день пройдено 968 км.
Мотель "Фортуна", слева от дороги. Двухместный номер - 700 рублей, ужин на двоих с водкой - 500 рублей. Тихо, спокойно, но кухня так себе. Санузел общий на первом этаже. Постояльцев, кроме нас, больше не было, так что это не напрягло.
7 апреля, среда.
Завтракаем и в 9:00 выезжаем. В первой же крупной деревне - ГАИ: проверили документы и грин-карту. Все. Больше я дорожную полицию в Белоруссии не видел. Выставил круиз-контроль на 120 км/ч и покатил. Попадались места с ограничением 80 и 100, но таковых было немного.
5 остановок: заплатить за дорогу (4 раза по 20 рублей) и один раз заправиться. Ну еще перед Брестом долил до полного - у поляков бензин дороже.
Граница, 14:30. Таким образом вся Белоруссия проезжается за 5 с половиной часов, не нарушая ПДД.
На границе ничего интересного - 50 рублей сбор ("за инфраструктуру"). Белорусам интересна только оплата транзита и грин-карта (это проверяет все та же транспортная инспекция).
На другой стороне веселее - поляки яростно борются с контрабандой сигарет. То есть если на автомобиле въезжаешь в Евросоюз, то не более 2 пачек на человека (самолетом, как и раньше, 20 пачек). Я знал об этом, но надеялся, что удастся, как обычно, отшутиться. Не тут-то было. Увидели у меня в багажнике два блока сигарет, загнали на яму. Перетрясли все вещи и машину. Все вежливо, корректно. Заняло это минут 20. Рядом со мной за это время успели распотрошить двух настоящих контрабандистов - из каждого вытащили по мешку сигарет в блоках. Мы же на преступников ну никак не тянули, посему нас помиловали: "Иди, вон, отдай любому, кто из Польши выезжает, и свободен!" Отдал, получил паспорта и в 16:00 въехали на территорию Польши.
Дороги Польши, как всегда, тоскливые. Деревня - 50 км/ч, деревня кончилась - 90, но через 100 метров начинается следующая деревня. Однако пробок не было, даже в Варшаве. Точнее - все варшавские пробки были нам навстречу. Отъехав от Варшавы на запад километров 60, решили переночевать - на часах 21 час по Москве. Остановились в первой попавшейся ресторации.
Одометр 69119. За день пройдено 861 км.
Уютный номер за 120 злотых, ужин - 100 злотых с пивом, водкой и мясом. Оплата по карте. Кухня просто великолепна. Парковка бесплатно, интернета нет.
8 апреля, четверг.
Выспались. В девятом часу спускаемся вниз, чтобы позавтракать. Однако там никого нет, кроме какого-то дядьки. Этот дядька и объяснил на чистом польском языке, что завтрака nie, так как кухарка появится только в siedem godzin. Так нам напомнили, что пора вносить поправку в 2 часа к Московскому времени. Однако в моем повествовании время всегда по Москве.
Погрузил вещи в машину, проверил масло в моторе, колеса. Тут и кухарку привезли. Позавтракали и в 10:00 поехали дальше. Наградой этого дня было 300 километров польского автобана. Стоимость его - 4 раза по 5 евро или по 12 злотых. Готовьте мелочь!
И еще имейте в виду, что на этот автобан лучше выезжать с полным баком или заправляться в самом его начале: с обоих концов заправки есть, а вот дальше - мало. 15:00, Германия нас встетила равнодушно. Даже полиция, которая обычно бдительно смотрит на въехавших на ее территорию, за мной в этот раз не погналась и не проверила документы.
Дальше наступила скучная езда на автопилоте. 130 км/ч на круиз-контроле, иногда сбрасывал на участках, где идет ремонт. Было бы совсем скучно, если бы европейцы смотрели в зеркала перед перестроением. Однако им это мало интересно. И когда догоняешь кого-то, кто двигается правее, а он в свою очередь сам догоняет кого-то, то в 9 из 10 случаев он "вывалится" в твой ряд. Т.е. надо либо заранее его опередить, либо держать ногу на тормозе. Где-то в конце Германии в меня, шедшего самым левым рядом на скорости 140 км/ч, начала перестраиваться цельнометаллическая местная ГАЗель, т.е. Mercedes Sprinter, которого в свою очередь вынудила взять влево некая фура. Хороший у них асфальт. Шершавый. Думал - педаль тормоза согну. При этом АБС даже не сработала. Казалось - еще немного и передние покрышки на дисках провернутся. Обошлось.
Так неспешно дорога катилась под колеса и в 20:40 мы въехали в Нидерланды, а в 22:30 и в Гаагу.
И вот тут-то и начался цирк с навигацией и велосипедистами.
iGo8 завел нас на улицу, перекрытую из-за ремонта. Узкая улица, надо сдавать назад, в потемках снуют велосипедисты… Кое-как развернулся. Навигатор пытается в панике перепроложить маршрут, но улицы узкие и он то и дело теряет спутники. Темно, велосипедисты, велосипедные дорожки, светофоры для машин, светофоры для трамваев, светофоры для велосипедов, трамвайные пути, полосы для общественного транспорта, улицы с односторонним движением, желтые таблички голландскими буквами про ремонт дорог, истерика навигатора. Останавливаюсь под знаком "нельзя", включаю аварийку. Пытаюсь успокоить навигатор. Он находит спутники, предлагает мне ехать обратно на перекрытую улицу. Уговариваю его проложить другой маршрут. Получилось. Так, минут через 30 после того, как въехали в Гаагу, мы достигли нужного адреса.
Одометр 70325. Пройдено за день 1206 км.
Следующие два дня я за руль не садился, машину поставил в крытый паркинг (улица Принца Хендрикса, 69). Присматривался к организации дорожного движения, изучал знаки, светофоры и порядки на улицах вообще. Жить тут можно, в т.ч. и на автомобиле. Только с парковкой непросто и недешево. Хотя для повседневных потребностей вполне хватает и общественного транспорта, который ходит, как часы, и велосипеда.
Всю следующую неделю катались по окрестностям: Делф, Роттердам, Амстердам, Алкмаар и т.д. Интересные виды, парки, экскурсии.
Из любопытного для автомобилистов.
Загнал Витару к местному официалу и предъявил ему Check-Engine: ошибка P0420, которая меня еще дома доставала. Проблема с катализатором. Попробовал по гарантии поменять, не вышло. "Официалы" взяли 55 евро за диагностику с промывкой и сказали - езжайте обратно в свою Россию и там разбирайтесь.
Утро 17 апреля.
Сели в машину и поехали в соседнюю Бельгию. До Брюгге решили ехать не по магистрали, а "огородами". Через Зеландию. Паром, мосты, дамбы, тоннели (платные). А дороги-то в Бельгии гораздо хуже голландских!
В центре Брюгге кое-как запарковались и пошли гулять. Вечером отправились в Гент. Там у нас была забронирована гостиница на окраине. Доехали, бросили вещи, машину и на трамвае поехали в центр города ужинать.
С утра пошли на какую-то огромную флористическую выставку, где и "пропали" часов на пять. Вечером, уже по автобанам, вернулись в Гаагу.
19 апреля.
Одометр 71200.
Пора домой. Несколько упаковок пива и прочие подарки погружены в багажник. В 11:00 выезжаем из Гааги. Без приключений проезжаем Германию. В час ночи решили остановиться в той же знакомой ресторации. Это была стратегическая ошибка. Во-первых, их замечательная кухня уже не работала, во-вторых - читай дальше.
20 апреля.
В 10:00 трогаемся в путь и почти сразу попадаем в пробку. Жалкие 60 километров до Варшавы ехали часа два. Потом в самой Варшаве "потолкались", потом еще после Варшавы, потом еще разок. И, наконец, граница. 260 километров до нее мы ехали 6 часов. Мда... Надо было ночью пройти Варшаву и искать ночлег уже где-нибудь на полпути к границе. На самой границе никаких эмоций и приключений и через час мы уже ехали по Бресту. Дорога по Белоруссии - как всегда равномерно и спокойно. Около 23:00 останавливаемся в Ярцево, в известном всем "Оазисе". 1600 рублей за двухместный номер (завтрак включен, бесплатный интернет).
21 апреля.
Дождь с утра и до Москвы. Сама Москва - почти без пробок. До МКАД добрались около 15.00.
В 21:00 приехали к родному дому в Нижний Новгород. Одометр 74158.
Все. Приехали.
Финансовые итоги: 1500 евро наличными, 42000 рублей с карточки и 8000 рублей наличными.
Подробно-округленно: Визы на двоих: 5000 (включая услуги визового центра). Гостиницы всевозможные (включая Гент): 8000. Топливо: 42000.
Остальное: пропитание, парковки, музеи, подарки и проч.
Scriptio: Геннадий Звонов, технический консультант.