Во время презентации обновленного хэтчбека Fiat Punto Evo пол подо мной качался. Нет-нет, я вообще не пью: ради этой премьеры журналистов пустили на борт новейшего авианосца Cavour. Ведь концерн FIAT для Италии не менее важен, чем армия. Закроются фиатовские заводы — откуда брать деньги на военно-морской флот? Во время презентации обновленного хэтчбека Fiat Punto Evo пол подо мной качался. Нет-нет, я вообще не пью: ради этой премьеры журналистов пустили на борт новейшего авианосца Cavour. Ведь концерн FIAT для Италии не менее важен, чем армия. Закроются фиатовские заводы — откуда брать деньги на военно-морской флот? К счастью, о сокращениях в империи FIAT речь не идет — даже в кризис дела идут неплохо: продажи в Европе не только не упали, но даже немного выросли. Так, спрос на бестселлер Grande Punto за девять месяцев этого года увеличился на 5,3%. Но... был Grande Punto — а стал Punto Evo! Фейслифтинг фиатовцы провели в стенах собственного дизайн-центра, сэкономив на услугах маэстро Джуджаро, под руководством которого четыре года назад был создан образ Grande Punto. Стало ли красивее? Вопрос спорный. Агрессивнее, это точно: за счет приоткрытой пасти переднего бампера. И практичнее: если раньше неаккуратная парковка оборачивалась царапинами на глянцевом бампере, то сейчас за «контакты с общественностью» отвечает черный пластиковый брус. Похожая накладка появилась и сзади.— Наша система более совершенна, чем электромеханический Valvetronic на моторах BMW, — уверяет Клаудио Демариа, руководитель фиатовского центра разработок. — У нас подъем клапанов осуществляется гидроприводом, и поэтому мы можем точнее дозировать поступление топливовоздушной смеси в цилиндры. А двухкратное открытие клапанов на такте впуска позволяет экономить топливо в городском цикле… Надежность? Никаких проблем не будет: требования к моторному маслу те же, интервалы ТО не увеличиваются.Беру ключи от 105-сильной версии MultiAir, трогаюсь с места… И на первом же светофоре мотор глохнет. Но стоило мне выжать педаль сцепления — мгновенно пускается вновь! Отныне все Punto Evo, соответствующие нормам Euro 5, оснащены системой «старт—стоп», которая автоматически выключает двигатель во время остановок на светофорах, — это позволяет экономить в городе до 15% топлива. Экономия, экология — Европа сегодня помешана на всем этом. А как же удовольствие от вождения? Для обычной езды Punto Evo 1.4 MultiAir годится, но от 105-сильной машины снаряженной массой 1075 кг я ждал большей резвости. Зато звук — в самую масть: низкий, без дешевого повизгивания на «верхах».В остальном Evo мало чем отличается от Grande. Те же чуткие тормоза, которые требуют аккуратного обращения, тот же не самый информативный руль…А вот Puntо Evo 1.4 MultiAir Turbo — дело другое. Напористый старт, задиристый разгон — 135 л.с. меняют характер! Да и подвеска здесь настроена по-другому — чуть проигрывая в комфорте, она заметно лучше держит в поворотах. Усилие на руле выше, связь с автомобилем лучше — вот это уже похоже на Evo! Достойная замена 120-сильной версии с мотором T-jet.Но Punto Evo придется подождать — в России автомобили появятся лишь в следующем году. Да и не берут у нас мощные версии Punto — большинство продаж приходится на 77-сильную версию 1.4. Кризис! Поэтому маркетологи компании Sollers думают не столько о том, чтобы поскорее завезти Punto Evo, cколько о том, чтобы распродать запасы Grande Punto 2008 года выпуска — со стотысячными скидками. И о том, не стоит ли вернуть в Россию Punto Classic — ведь «старый» Punto десятилетней давности до сих пор выпускается и пользуется устойчивым спросом не только на украинском рынке, но и в Европе.Так что у нас на повестке дня не столько эвoлюция, сколько… э-э-э… археология? - - На борту авианосца Cavour я провел почти сутки, включая ночь в четырехместной каюте со всеми удобствами — в туалетной комнате не только душ, но и биде. Постройка нового флагмана итальянских ВМС заняла почти восемь лет — сначала с 2001 по 2004 год был построен сам корабль (носовую часть делали на судоверфи в Муджано, а кормовую — в Рива-Тригоза), а монтаж полетной палубы и остальные работы заняли еще четыре года. При водоизмещении 27500 тонн и длине 244 метра Cavour далеко не самый крупный в мире — российский Адмирал Кузнецов в два раза больше (водоизмещение — 55200 тонн), а каждый из 11 американских авианосцев превосходит Cavour по водоизмещению почти вчетверо. Да и силовая установка у итальянского судна не атомная, как у американских кораблей, а газотурбинная — суммарной мощностью 120000 л.с. Обладая запасом хода 7000 миль при 16 узлах (максимальная скорость — 30 узлов), Cavour способен нести на борту до 24 самолетов или вертолетов.Интересно, что итальянцы спокойно позволяли журналистам со всего мира гулять по палубам и щелкать фотокамерами. Нас провели на мостик — показали новейшее навигационное оборудование, пригласили подняться на следующий ярус, в рубку управления полетами. А позже пустили за штурвал боевого вертолета Agusta Westland EH-101 и рассказали, как он в полете управляется двумя маленькими кнопочками — ни дать ни взять компьютерный симулятор! Но когда военные узнали, что я из России, переглянулись — и умерили словоохотливость. Как ни крути, мы с блоком НАТО пока по разные стороны баррикад. Scriptio: Олег Растегаев.