Повышенное потребление масла, известное в народе как «масложор», – чрезвычайно вредное явление, грозящее ускоренным износом двигателя и его выходом из строя. Вспомним некоторые причины, почему мотор начинает потреблять смазку в неумеренных количествах. Для начала напомним, что наиболее «маслозависимые» пары трения, подвергающиеся повышенным нагрузкам, – это тандем поршневых колец и стенок цилиндра, шатунно-кривошипный механизм (шатун, вкладыш и шатунная шейка коленвала), опорные шейки коленвала, распредвал, клапаны и их направляющие. Поддельное масло и стиль вождения Самые простые, очевидные и легко устранимые причины «масложора». Смазка, чьи характеристики не соответствуют заявленным, может интенсивно угорать.Кроме того, водителю, практикующему агрессивный динамичный стиль «пилотирования», придется чаще подливать масло, нежели более спокойному драйверу. Износ цилиндро-поршневой группы, клапанов и сальников Расход смазки может быть обусловлен естественными обстоятельствами. По мере износа увеличиваются зазоры между стенками цилиндров и маслосъемными кольцами. Из-за этого часть масла не удаляется, а остается на стенках, а затем попадает в камеру сгорания и вылетает в выпускной тракт в виде сизого дыма. Кстати, цепную реакцию может запустить несгоревшее топливо (например, при обогащенной смеси). Оно задерживается на стенках цилиндров, вытесняет и растворяет масляную пленку. При этом пары трения могут работать частично «всухую», что в свою очередь ускоряет выход из строя цилиндро-поршневой группы.Дымить мотор может также из-за износа клапана и его направляющей. В этом случае смазка тоже летит в камеру сгорания – при возникновении люфта клапана в посадочном месте начинает разрушаться маслосъемный колпачок, удаляющий излишки смазочного материала. Кроме того, рано или поздно в негодность приходят многочисленные уплотнения в двигателе и перестают удерживать масло. «Запотевание» агрегата и пятна под машиной – прямое следствие данной проблемы. Смазка может убегать через прокладку клапанной крышки, передней крышки двигателя и поддона, просачиваться, минуя сальники и уплотнение масляного фильтра. Износ турбонагнетателя Турбина, смазывающаяся маслом двигателя может оказаться один из главных виновников его повышенного потребления. Происходит это из-за увеличения зазоров между валом и его постелью. В этом случае смазочный материал попадает на крыльчатки турбонагнетателя и в камеру сгорания.Есть и другая возможная причина «исчезновения» смазки – нагар в обратной линии от турбонагнетателя к блоку цилиндров, который препятствует стоку масла в картер и, соответственно, создает высокое давление с очевидными последствиями в виден утечек. Неисправность клапана картерных газов Поршневые кольца выбрасывают белый флаг не только из-за износа цилиндро-поршневой группы или залегания, но также при некорректной работе перепускного клапана, который необходим для поддержания определенного давления картерных газов. При его выходе из строя – а произойти это может из-за заклинивания или забивания сажей – давление будет отличаться от заданного, и кольца уже не смогут эффективно удалять масло со стенок цилиндров. Более того, рост давления может спровоцировать выдавливание сальников и деформацию прокладок. Расход из-за повышенной температуры Следите за чистотой радиатора системы охлаждения двигателя, объемом антифриза и работоспособностью термостата!Повышение температуры грозит таким не для всех очевидным последствием, как испарение масла. Если смазка перегрета, происходит потеря ее верхнего слоя – он попадает в систему вентиляции картера в виде взвеси и дальше в камеру сгорания. Расход из-за высокого уровня масла Перелив смазки может спровоцировать появление масляной пены, которая через систему вентиляции картера попадает в камеру сгорания. Попадание масла в систему охлаждения Весьма серьезная причина провоцируется пробоем прокладки головки блока цилиндров.В результате масло смешивается с антифризом – на щупе будет эмульсия, а в расширительном бачке системы охлаждения вы увидите смазку. Разумеется, резко вырастет температура антифриза.