За последние годы ледяной дождь из разряда редких природных явлений перешёл в категорию обыденных. Рассказываем, как быстро и эффективно справиться с этой погодной аномалией. За последние годы ледяной дождь из разряда редких природных явлений перешёл в категорию обыденных. Водители средней полосы России сталкиваются с ним неоднократно каждую зиму и уже научились эффективно справляться с непростой ситуацией. Мы постарались систематизировать накопленные знания и подготовили рекомендации на случай встречи вашего автомобиля с самой коварной и непредсказуемой природной аномалией. Когда возникает ледяной дождь Ледяной дождь сегодня с большой точностью предсказывается синоптиками. Это явление возникает при большой разнице температур в воздухе на высоте и возле поверхности Земли. Сначала в верхних, тёплых слоях атмосферы образуются капли дождя, а затем, долетая до поверхности (где в этот момент температура отрицательная), они мгновенно замерзают — на ветках деревьев, асфальте, домах и автомобилях. В результате образуется ледяная корка, представляющая реальную опасность для всех участников дорожного движения, включая пешеходов. Ледяной дождь ставит перед автомобилистами сразу три важных вопроса: как предотвратить обмерзание транспортного средства, что делать, если автомобиль не был должным образом подготовлен и покрылся коркой льда, и как ездить в условиях ледяного дождя. Разберёмся с каждым из аспектов подробно.Как подготовить автомобиль к ледяному дождю Подготовить автомобиль к экстремальным природным явлениям вроде ледяного дождя лучше всего ещё на этапе выбора и покупки. В российских условиях нелишним будет, по возможности, приобрести комплектацию с обогреваемыми боковыми зеркалами, омывателями фар, подогреваемыми форсунками стеклоочистителей и, разумеется, с электрообогревом лобового стекла. Подогрев заднего стекла давно входит в базовое оборудование всех современных автомобилей. Прекрасно, если в вашей машине имеются дополнительный подогреватель салона и система автозапуска — они серьёзно облегчают жизнь в осенне-зимний период. Большую часть этого оборудования можно приобрести и установить уже после покупки машины, что называется, на свой вкус и цвет. Вторая часть подготовки заключается в дополнительной обработке автомобиля специальными средствами. Наиболее проблемными участками являются все поверхности кузова и стёкол, личинки механических замков дверей и багажника (при их наличии), а также пробки лючка бензобака, резиновые уплотнители всех дверок, дверные петли и щётки стеклоочистителей.— Первым делом установите на автомобиль специальные, зимние щётки стеклоочистителей. Они либо полностью избавлены от подвижных сочленений в конструкции (бескаркасные), либо надёжно укрыты специальным гермочехлом, препятствующим обмерзанию подвижных частей (гибридные). С летними щётками вы априори обречены на мучения — ледяной дождь способен полностью лишить вас обзора через лобовое стекло. — Залейте в бачок омывателя заведомо качественную «незамерзайку» с большим запасом по рабочей температуре. Лучшей жидкостью будет вовсе не официально разрешённая в России брендовая «омывайка», а запрещённая метиловая, купленная на обочине. Именно с такой жидкостью ваше стекло будет обмерзать намного медленнее, что серьёзно улучшит обзор. — Обработайте все резиновые уплотнители дверок силиконовым спреем. Он поможет предотвратить их примерзание к панелям кузова в закрытом состоянии. — Тщательно просушите все личинки замков, а также пробку лючка бензобака. Для этого можно воспользоваться мощной струёй сжатого воздуха или применить специальные жидкости-вытеснители влаги. Смажьте личинки замков и подвижные узлы пробки бензобака силиконовой смазкой. — Очистите от загрязнений петли дверок и также хорошенько смажьте — это будет способствовать более лёгкому открыванию и продлит жизнь петлям. — По возможности, тщательно вымойте автомобиль и нанесите на кузов и стёкла специализированные восковые покрытия, препятствующие прилипанию грязи и атмосферных осадков. Проводить такую обработку рекомендуется не реже двух раз в год — весной и осенью. — Приобретите и держите при себе небольшой флакончик жидкости-размораживателя. Он поможет вам быстро и безопасно растопить лёд в любой экстремальной ситуации.Как отогреть машину после ледяного дождя Как известно, лучший способ защитить автомобиль от ледяного дождя — убрать её на крытый паркинг или в гараж. Гораздо хуже, если такой возможности у вас нет, а автомобиль не подготовлен к внезапной стихии. Как правило, это приводит к полному обледенению всего кузова и невозможности проникновения в салон. В этой ситуации рекомендуем действовать по описанному ниже алгоритму. — Если у вас нет острой необходимости никуда ехать, просто оставьте автомобиль как есть — он оттает при первом же потеплении. — При наличии автозапуска, заблаговременно заведите двигатель автомобиля. Примёрзшие дверные уплотнители быстро «сдадут», а стёкла и кузов легко избавятся ото льда. Вам останется всего лишь аккуратно счистить его с поверхностей. — Если водительская дверка не открывается, попробуйте открыть любую другую и проникнуть через неё в салон машины. Если у вас хэтчбек или универсал, воспользуйтесь «резервным» выходом — он замерзает в последнюю очередь.— Испробовали все методы, но не открыли ни одну из дверей? Не отчаивайтесь! Как раз тут-то вам и поможет припасённый ранее размораживатель. Обильно пролейте «дефростером» дверной проём — спиртовая жидкость быстро растопит лёд, и уплотнитель сдастся. Подойдёт и любая зимняя «омывайка». — Если такого средства у вас нет, можно применить проверенный дедовский метод — окатить дверной проём обычной тёплой водой. Эффект будет аналогичным, однако в процессе операции нужно внимательно отнестись к стёклам (при значительной разнице температур они попросту могут лопнуть), а после успешного открытия — тщательно просушить все сопрягаемые плоскости. — Наконец, можно аккуратно прохлопать дверку рукой по всему периметру. Это поможет расколоть и ослабить лёд, сковавший резиновые уплотнители. — Проникнув в салон, заведите автомобиль и тщательно его прогрейте всеми доступными средствами — электрообогревами стёкол, «печкой» и дополнительными устройствами (при наличии таковых). — Обратите внимание на шины автомобиля — они могли вмёрзнуть в лужу или покрыться толстой ледяной коркой. Упритесь ногой в верхнюю часть каждого колеса и раскачайте его. Это позволит вам легко тронуться и убережёт трансмиссию от поломок. — Перед началом движения тщательно очистите кузов от остатков льда, протрите сухими салфетками и специальными средствами уплотнители, обработайте стёкла с внутренней стороны антизапотевателем.Как правильно ездить при ледяном дожде Ледяной дождь превращает любые покрытия в самый настоящий каток. Именно при этом атмосферном явлении нередко возникает так называемый «чёрный лёд». Как правило, водители замечают его, лишь когда теряют контроль над автомобилем. Чтобы избежать ДТП, будьте максимально внимательны и руководствуйтесь следующими правилами. — Если вы замечаете, что падающие с неба капли дождя мгновенно замерзают на стёклах или кузове, а ваши стеклоочистители не справляются, по возможности прекратите движение и переждите непогоду в каком-нибудь максимально безлюдном месте, вдали от других автомобилей (не на обочине). Помните, что ваша безопасность зависит не только от вас самих, но и от других участников движения, которые могут не заметить реальной опасности и не справиться с управлением. Ледяной дождь быстро прекращается и обладает локальным характером. Скорее всего, через пару-тройку десятков минут вы выберетесь из опасной зоны и сможете продолжить путь в нормальных условиях. — Не совершайте резких движений рулём в процессе движения, избегайте резких ускорений и торможений. Любая из этих ошибок может привести к резкому срыву колёс в скольжение и вылету автомобиля с дороги. — Чтобы избежать пробуксовок при трогании в случае с автоматической коробкой передач, пользуйтесь специальным зимним режимом. На «механике» лучше всего трогаться не с первой, а со второй передачи. — Соблюдайте увеличенную дистанцию и следите за дистанцией сзади. Если вы заметили, что кто-то позади едет намного быстрее вас, позвольте ему обогнать — этим вы обезопасите, в первую очередь, себя. Помните, что минимальная безопасная дистанция не должна быть меньше «половины скорости» (к примеру, при 60 км/ч — 30 метров, а при 90 — 45 метров).