Потепление
Уверенный плюс по Цельсию, солнце и сухой асфальт - это февраль в австрийских долинах. Но если накручивать петли альпийского серпантина, холодает с каждым виражом. Плюс один, ноль, минус один… Снег! Все, хватит: я сбавляю ход, тяну руку к тумблеру на потолке - и поднимаю крышу нового кабриолета Mini Cooper S.
"Всегда открыт", Always Open! Таков девиз нового Mini Cabrio, придуманный маркетологами. Рекламу сопровождают забавные плакаты: обмороженное лицо человека с сосульками в волосах - и счастливой улыбкой. Мол, новый открытый Mini как раз для таких "отморозков", что ездят без крыши даже в февральских Альпах.
На самом деле такая рекламная компания больше подошла бы для Mini Cabrio первого поколения. Вот он был по-настоящему "отмороженным"! Тесный, продуваемый всеми ветрами, с крохотным багажником. Однако кайфа в нем было столько, что в нашу первую встречу - почти четыре года назад - я как сумасшедший носился всю ночь напролет. До судорог в пальцах сжимая тяжелый руль, до синяков на спине трясясь на колдобинах… И ведь отморозился: утром проснулся с температурой.
А новый Mini Cabrio - он, наоборот, "размороженный".
- Клиенты жаловались на недостаточно мощную печку, поэтому мы добавили специальный кабриолетный алгоритм работы климат-контроля, - говорят создатели нового Mini Cabrio. - Когда крыша сложена, вентилятор обдувает руки водителя с максимальной интенсивностью!
У нового Mini Cabrio чуть больше багажник, чуть лучше обзорность - всего этого тоже хотели покупатели. Возможность складывать верх на скорости до 30 км/ч у нового кабриолета тоже появилась после маркетинговых опросов владельцев Mini Cabrio прошлого поколения. Даже Always Open Timer - детище маркетологов. Правда, уже по их собственной инициативе.
Оказывается, у компании BMW - вы не забыли, что именно она владеет брендом Mini? - существует особый "банк изобретений". Это своего рода внутрикорпоративный сетевой форум, в котором любой сотрудник компании может вывесить любую, пусть даже самую бредовую идею. Говорят, что запись: "А что если нам придумать какой-нибудь смешной прибор, измеряющий непонятно что?" - в банке пролежала довольно долго, пока маркетологи ее не подхватили - и не превратили в "открытометр" для Mini, который отмеряет часы и минуты, проведенные со сложенным верхом. Игрушка! Причем не самая дешевая - Always Open Timer обойдется в лишние 8620 рублей.
После моих поездок по Австрии "открытометр" показал цифру 9:28. Девять с половиной часов практически чистого счастья!
Для журналистов в Австрии были приготовлены кабриолеты в самой мощной версии Cooper S со 175-сильным турбомотором. Его тягой Mini захлебывается уже с 2000 об/мин - ракетное ускорение на первой передаче, хлесткий "отстрел" выхлопа под сброс газа, вторая, снова разгон… Передачи шестиступенчатой "механики" перещелкиваются с идеальной четкостью. Скорость перевалила за сотню, а в салоне почти безветренно и тепло!
В кабриолете предыдущего поколения, помнится, печку приходилось выкручивать на максимум даже летней ночью. А новый Mini Cabrio при поднятых боковых стеклах и установленном ветрозащитном экране вполне обитаем даже при минусовых температурах - на "форсаже" отопитель буквально жжет руки. Лишь ногам прохладно - как всегда в кабриолетах.
Вираж, еще вираж… Небольшое скольжение сначала передком, а потом и задней осью - и Mini, помогая себе трекшн - контролем, "выстреливает" в направлении следующего изгиба серпантина. Экстаз!
Но…
Готов подписаться под каждым словом Леонида Голованова и Михаила Петровского, которые первыми поездили на новом хэтчбеке Mini и универсале Clubman, - того абсолютного бескомпромиссного картингового кайфа больше нет. Обмякла подвеска, стали выдержаннее реакции, появились крены.
Так хотели покупатели.
Новая матерчатая крыша фирмы Karmann (прежнюю поставляла компания Webasto) убирается и раскладывается за 15 секунд электроприводом, причем делать это можно на скорости до 30 км/ч
На презентации кабриолета был легендарный "раллийный профессор" Рауно Аальтонен - чемпион Европы 1965 года, который в 1967 году выиграл на классическом Mini Ралли Монте-Карло. Последние тридцать лет Аальтонен преподает в школе вождения BMW, содержит в Финляндии собственные водительские курсы - и участвует в доводке новых моделей Mini. Вот кто знает о них все!
- Шасси? Подвеска? Зачем тебе это? - завелся Аальтонен, едва заслышав мои вопросы. - Людям гораздо важнее узнать о том, насколько комфортнее, проще в управлении и безопаснее стал автомобиль!
Но вечером после ужина финн разговорился. Вспомнил пару раллийных историй, рассказал о том, как пересел в 60-е на переднеприводный "боевой" Saab и первым додумался клеить на обод руля нулевую засечку из полоски скотча. А еще - о том, что, создавая второй Mini, люди из BMW не просто "окомфортили" подвеску в угоду клиентам. Они сочли, что прежний Mini с его бесстыдно недостаточной поворачиваемостью был малоинтересен в управлении, и решили перекроить геометрию задней подвески, понизив ее центр крена. То есть инженеры сознательно пошли на увеличение кренов, чтобы научить Mini подруливать!
Кабриолет действительно классно доворачивается под сброс газа и даже скользит в заносе - мягко и прогнозируемо. Система стабилизации ведет себя толерантно, а в режиме DTC (Dynamic Traction Control) имитирует работу самоблокирующегося дифференциала.
При этом ни в поворотах, ни на колдобинах открытый Mini не "дышит", как предшественник, дверными проемами и не дрожит стойками лобового стекла. Благодаря новой панели пола, усилителям в порогах и стойках лобового стекла кузов стал жестче на 10%, а автомобиль в целом - на 10 кг легче.
А главное - новый Mini быстрее. Северную петлю Нюрбургринга, на которой испытываются все автомобили концерна BMW, новый кабриолет проходит на 8 - 10 секунд быстрее старого. Причем заводские испытатели не используют на Нордшляйфе кнопку Sport: "Это выдумки маркетологов. "Спортивный" привод акселератора становится слишком агрессивным, да и "легкий" руль прозрачнее "искусственно-утяжеленного".
- А вот опционная спортивная подвеска и на трассе, и здесь, на серпантинах, не помешала бы, - говорит Аальтонен. - Хотя дома, на прямых финских дорогах, мне вполне хватило бы и стандартной, комфортной и энергоемкой.
Перед расставанием я спросил Аальтонена, какой Mini из всех версий и поколений он считает лучшим. Финн подумал - и назвал нынешний 211-сильный Mini John Cooper Works. Добавив, что прежний Mini JCW был лучше только в одном - в "компрессорной" отзывчивости на средних оборотах. Ему ли не знать, ведь своих учеников в Финляндии Аальтонен по-прежнему учит ездить на старых Куперах JCW - мол, до обновления гаража пока руки не дошли.
Только ли поэтому, Профессор?
Текст: Сергей Знаемский.