Опубликовано 08 сентября 2016, 09:00

Полёты Mercedes-Benz CLR над Ле-Маном: как это было

Вспоминаем историю неудачи Mercedes-Benz CLR, которую не принято вспоминать в коридорах Штутгартской штаб-квартиры.

1 июня 1955 года Mercedes-Benz 300SL под управлением Пьера Левега стал участником самой страшной катастрофы в истории автоспорта, в которой погибли 80 человек. Спустя 44 года над Ле-Маном вновь взлетел «Мерседес» — к счастью, уже без трагических последствий. Вспоминаем историю неудачи Mercedes-Benz CLR, которую не принято вспоминать в коридорах Штутгартской штаб-квартиры.

Полёты Mercedes-Benz CLR над Ле-Маном: как это было

Крайне редко к авариям приводит какой-то один элемент — как правило, это сочетание множества факторов и банального невезения. Гоночные прототипы не умеют и не должны летать, однако порой и такое случается. Мало кто помнит, как в 1998 году во время гонки Petit Le Mans на трассе Road Atlanta от земли оторвался Porsche GT1, а в 2000-м тоже самое на той же трассе исполнил BMW V12 LM. Гонщикам тогда повезло, но такая же авария во время тестов прототипа Audi R8 привела к гибели Микеле Альборето.

Полёты Mercedes-Benz CLR над Ле-Маном: как это было

Форма гоночного прототипа сама по себе похожа на перевёрнутое крыло и способствует появлению подъёмной силы: воздух проходит по прямой под кузовом и вынужден, ускоряясь, огибать его сверху. В результате над кузовом формируется область низкого давления — прямо как у крыла самолёта. Мы уже рассказывали об этом в истории гоночной аэрдинамики.

Тем не менее, антикрылья и профилированное днище с диффузором генерируют такую мощную прижимную силу, что этот эффект сходит на нет. Проблема в том, что если нос автомобиля приподнять, то под днище попадает значительная масса воздуха, а набегающий поток способен вздернуть кузов вверх, как фанеру на ветру. И никакой прижим уже не поможет.

Полёты Mercedes-Benz CLR над Ле-Маном: как это было

В случае с авариями Porsche и BMW все происходило из-за сочетания двух факторов. Первый — нос автомобилей разгружался, когда машина достигала вершины возвышенности на трассе. И это никогда бы не стало проблемой с таким уровнем прижимной силы, если бы не второй фактор — «аэродинамический мешок» за другим автомобилем, в котором находились обе машины. Ведь эффективность антикрыльев в разреженном воздухе резко падает.

Читать далее на motor.ru

Автомобильные новости