Пыльные кварталы промзоны Тольятти навевают воспоминания. Лет десять назад АвтоВАЗ был окружен тюнинговыми конторами, словно кит — рыбами-прилипалами. Вот в этом ангаре некогда настраивал свои «движки» моторист Егоров, за этими заборами лепили разномастные обвесы для «десяток», а на соседнем рынке можно было затариться стальными кронштейнами растяжек для «восьмерки» — вместо хрупких силуминовых... Сегодня по проспектам Автограда разъезжают иномарки, на окраинах как грибы выросли дилерские центры, и интерес к доработке Калин и Приор уже не тот. Но энтузиасты в Тольятти остались, и подтверждение тому — Лада Приора TMS. Пыльные кварталы промзоны Тольятти навевают воспоминания. Лет десять назад АвтоВАЗ был окружен тюнинговыми конторами, словно кит — рыбами-прилипалами. Вот в этом ангаре некогда настраивал свои «движки» моторист Егоров, за этими заборами лепили разномастные обвесы для «десяток», а на соседнем рынке можно было затариться стальными кронштейнами растяжек для «восьмерки» — вместо хрупких силуминовых... Сегодня по проспектам Автограда разъезжают иномарки, на окраинах как грибы выросли дилерские центры, и интерес к доработке Калин и Приор уже не тот. Но энтузиасты в Тольятти остались, и подтверждение тому — Лада Приора TMS. TMS — это новое название легендарной фирмы ТоргМаш, ставшей в 1995 году одним из первых серьезных тюнинговых ателье в «ореоле» АвтоВАЗа. Благодаря бизнес-смекалке одного из своих основателей, Владислава Незванкина, ТоргМаш не только пережил все кризисы и падение интереса к тюнингу, но и с надеждой смотрит в будущее. Тем более что команда Незванкина теперь усилена новым генеральным директором Виктором Шаповаловым. Именно Шаповалов де-факто реализовал проект участия Приор в кузовном чемпионате мира (WTCC) — конечно, при поддержке Незванкина, который в 2008—2009 годах занимал пост руководителя Управления спортивных автомобилей (УСА) АвтоВАЗа. И тогда же в УСА начали работать над «товарами народного потребления» — такими, как, например, Лада Приора Спорт, слегка «оживленная» машина не для гонок, а для повседневной эксплуатации. За шасси отвечали инженеры заводской туринговой команды Lada Sport, которой руководил Шаповалов, а двигатель доводили в УСА. Чтобы машина нашла покупателя, поставили жесткую экономическую задачу: стоимость доработок не должна превышать 70 тысяч рублей. Собирать спортивные седаны планировалось в том же УСА или на опытно-промышленном производстве завода — до 2500 машин в год.Но осенью 2009 года идеологи проекта Приора Спорт остались без работы. Участие Лады в серии WTCC было свернуто после одного-единственного сезона, Незванкин покинул УСА, а без заводской поддержки фактически перестала существовать и команда Шаповалова. «Запасным аэродромом» стал ТоргМаш, где все это время по единичным заказам готовили гоночные Калины и помогали строить «промежуточные» образцы Приоры Спорт, которым посчастливилось побывать в почетной роли пейс-каров на гонках WTCC. Собственно, Лада Приора TMS и есть развитие проекта Приора Спорт. Новое имя — новая жизнь? С полным пакетом доработок, включающим обвес и изменения в салоне, TMS стоит как полторы серийные Приоры. На те 475 тысяч рублей, что просят за торгмашевский седан, можно купить, например, 102-сильный Renault Logan в максимальной комплектации, или новейший Volkswagen Polo седан, пусть и оснащенный скромнее... Стоит ли овчинка выделки? Начнем с того, что Приора TMS гораздо мощнее: двигатель с измененными распредвалами и программой управления развивает уже не 98, а 122 л.с. (крутящий момент — 160 Нм, на 15 Нм выше «стандартного»). Дальнейшую форсировку ограничивает серийный катколлектор (выпускной коллектор, объединенный с нейтрализатором), но решение о его сохранении было политическим — иначе не уложиться в нормы токсичности Евро-4, а торгмашевцы лелеют надежду, что сработают старые связи и Приора TMS сможет попасть в модельный ряд АвтоВАЗа.Доработки вазовского шасси ожидаемы. Оптимизирован «рваный» ряд передаточных чисел (между первой и второй ступенью теперь нет огромного «провала»), уменьшены хода рычага переключения передач. Вместо стандартных тормозных дисков диаметром 265 мм установлены 280-миллиметровые российской фирмы Алнас. Обычные пружины заменены более жесткими и короткими, что, в свою очередь, привело к уменьшению дорожного просвета на 30 мм. Амортизаторы пока стандартные, но торгмашевцы уже ведут переговоры с немецкой фирмой KW. А разработанные на заказ 16-дюймовые колеса с нестандартным вылетом (24 мм) увеличили колею Приоры на 22 мм. Чтобы компенсировать изменение плеча обкатки и уменьшить недостаточную поворачиваемость — ахиллесову пяту конвейерной машины, поработали над «геометрией» подвески: кастер увеличен до двух градусов, а развал — до минус 30 минут. Впрочем, этим на улице Коммунальной, где расположен ТоргМаш-TMS, занимались и десять, и пятнадцать лет назад... Что получилось на сей раз? Оценить Приору TMS мы решили вместе с вазовскими специалистами — уж им-то недостатки серийной машины хорошо известны. Короткие согласования, «добро» главного конструктора — и вот белый седан, вооруженный измерительным комплексом Corrsys, наматывает круги по вазовскому полигону в Сосновке.Заводские испытатели поначалу отнеслись к машине свысока — знаем мы, дескать, этих «тюнеров»… Но результаты замеров поумерили их скепсис: по сравнению со стандартной Приорой время разгона до 100 км/ч уменьшилось почти на две секунды, до 150 км/ч — на пять. Доработанный мотор более тяговит «на низах», хотя раскрывается только тысяч с четырех, наполняя салон рычанием «разжатого» выпуска. Максимальная скорость лишь чуть-чуть не дотянула до 200 км/ч. А тормозит Приора TMS лучше, чем многие иномарки, останавливаясь со 100 км/ч менее чем за 40 метров. Но главное — Лада Приора TMS удобнее в управлении, чем конвейерная машина. Сидеть в ней приятнее: водительское сиденье дальше отодвигается назад, и высокие водители могут выпрямить руки-ноги. В разгоне нет белых пятен из-за высоких «ступенек» между передачами, а при переключениях водитель уже не натыкается на центральный подлокотник — новый рычаг коробки уводит руку выше. Но с четкостью избирательных движений — беда: ход рычага уменьшился лишь в продольном направлении, а в поперечном — по-прежнему каша. А вот рулить стало приятнее. Стандартные Приоры встречаются с двумя вариантами рулевого управления — либо с электроусилителем и «длинной рейкой» (почти четыре оборота от упора до упора), либо с «короткой рейкой» в комплекте с гидроусилителем (три оборота). Но «короткая рейка» не устанавливается на машины с кондиционером — привод навесного оборудования становится слишком сложным. Торгмашевцы же совместили «короткий» рулевой механизм и электроусилитель, не тронув кондиционер. Руль стал острее и информативнее. С ростом скорости он тяжелеет, а в поворотах усилие на нем возрастает более линейно. Правда, «ноль» по-прежнему остался недостаточно четким. Увы, но в крутые повороты Приора TMS заезжает нехотя. И минимальными доработками это не победить: «вылезают» низкая жесткость кузова в районе моторного щита и податливость сайлент-блоков подвески. И лишь когда выбрана слабина, автомобиль увереннее «стандарта» становится на дугу и не припадает на внешнее переднее колесо — спасибо расширенной колее, более жестким пружинам и низкопрофильным шинам. В пределе — скольжение всеми четырьмя колесами.Пожалуй, на фоне творений умельцев с окраин Тольятти (сколько таких машин мы перепробовали в прежние годы!) Приора TMS удалась. Но кто ее оценит? Когда-то за торгмашевскими машинами в Тольятти приезжали со всех концов страны, была даже очередь. Сейчас из десятков тюнинговых компаний осталась лишь пара-тройка сильнейших. Торгмашевцы пытаются напрямую работать с вазовскими дилерами. Пока таких нашлось пять — в Тольятти, Казани, Воронеже. Есть идея создать во всех дилерских центрах «красные уголки», где стояли бы автомобили TMS, были бы представлены элементы их конструкции, а покупатели смогли бы разобраться, во имя чего был задуман весь этот апгрейд. В принципе, Приора TMS может стать чем-то большим, чем очередной тюнинговый «тазик», а аббревиатура TMS — чем-то большим, нежели новое название тольяттинской фирмы. Вопрос в том, смогут ли Незванкин и Шаповалов заинтересовать АвтоВАЗ и в себе, и в судьбе проекта. А без поддержки завода эта история, скорее всего, будет иметь такой же грустный финал, как и участие АвтоВАЗа в гонках WTCC. Пшик.| Паспортные данные ||| |Автомобиль ||Лада Приора TMS | |Размеры, мм |длина/ширина/высота |4350/1680/1400 | |колесная база |2492 | |колея передняя/задняя |1432/1402 | |Снаряженная масса, кг ||1080 | |Двигатель ||бензиновый, с распределенным впрыском топлива| |Рабочий объем, см3||1597 | |Число клапанов ||16 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин||122/90/6000 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин||160/4200 | |Передние тормоза/ диаметр дисков, мм||дисковые, вентилируемые/ 280 | |Задние тормоза ||барабанные | |Шины ||195/50 R16 | |Максимальная скорость, км/ч||195 | |Время разгона 0—100 км/ч, с||9,5 | |Топливо ||бензин АИ-95 || Некоторые результаты измерений |||| |Параметры ||Автомобили || |Лада Приора TMS |Лада Приора | |Максимальная скорость, км/ч ||199,5 |182,2 | |Время разгона, с |0—50 км/ч |3,3 |3,2 | |0—100 км/ч |9,8 |11,7 | |0—150 км/ч |23,4 |28,6 | |на пути 400 м |17,1 |17,8 | |на пути 1000 м |31,4 |33,0 | |60—100 км/ч (III) |6,4 |7,6 | |60—100 км/ч (IV) |10,9 |12,8 | |80—120 км/ч (V) |15,6 |19,8 | |Выбег, м |с 50 км/ч |725 |595 | |130—80 км/ч |977 |956 | |160—80 км/ч |1464 |1416 | |Тормозной путь |со скорости 100 км/ч, м|39,8 |44,4 | |со скорости 150 км/ч, м|90,3 |—\| |\Замеры не проводились||||Scriptio: Валерий Арутин.