Почему Служба пропаганды БДД появилась раньше, чем ГАИ
С появлением дорог появились и первые дорожно-транспортные происшествия.Однако оказалось, что ПДД мало разработать и внедрить. Куда сложнее донести их до каждого участника дорожного движения: водителя, мотоциклиста, велосипедиста, пассажира и пешехода. Да-да, оказываясь в непосредственном контакте с дорогой, мы автоматически становимся участником этого великолепия, независимо от наличия или отсутствия водительского удостоверения.
Кажется, что ПДД знают все и рассказ идет о средних веках, но это неправда: например, в 1930-х годах огромная масса крестьян устремились в города. Что они знали о ПДД? Честный ответ – ничего. Именно по этой причине в молодом советском государстве было принято решение о создании специальной службы, ответственной за скорое развертывание информационной работы с населением о безопасности уличного движения.
Так, в 1932 году появилась Служба пропаганды безопасности дорожного движения. А первые шаги в вопросе информирования народонаселения о необходимости знать и соблюдать правила на дороге и вовсе были возложены на регулировщиков дорожного движения в 1928 году.
Чтобы оценить важность структуры, достаточно знать лишь один крайне любопытный исторический факт: она появилась на 4 года раньше ГАИ, что ведет свою историю с 1936 года. Предшественником ГАИ был отдел регулирования уличного движения (ОРУД), сформированный в 1931 году.
С тех пор прошло немало лет, а Служба пропаганды безопасности дорожного движения – жива и здравствует. Продолжает свой жизненно важный труд на ниве отечественной дороги. Задачи все те же, что и много лет назад: снижение уровня и тяжести дорожно-транспортных происшествий, а также профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
За казёнными выражениями скрывается нелегкий, порой недооцененный труд: социальные информационные кампании, личные встречи, уроки в школах, общение с водителями, пассажирами и пешеходами и многое другое. Например, в Московской области регулярно проводятся социальные раунды по пропаганде безопасности дорожного движения среди населения, размещается социальная реклама, привлекающая взгляды жителей и призывающая соблюдать правила дорожного движения, организуются профилактические беседы с участниками дорожного движения.
Сотрудники Службы пропаганды в радиоэфирах рассказывают о необходимости пристегиваться ремнями безопасности, соблюдать скоростной режим, о правилах перевозки детей и перехода проезжей части. Другими словами, обо всех правилах безопасного поведения на дороге. Из каждого утюга буквально Госавтоинспекция Подмосковья не устает напоминать: безопасность на дорогах касается каждого!
Отрадно, что все эти усилия приносят свои плоды. Ежегодно уровень аварийности и количество погибших на дорогах Подмосковья снижается. Свою лепту в пропаганду БДД вносят и общественные организации Московской области. К примеру, «Союз безопасности дорожного движения», сотрудники которого регулярно проводят лекции, мастер-классы и тематические мероприятия, посвященные дорожной безопасности, в школах, парках и других местах социального притяжения.
Лучший способ предотвратить ДТП – превентивный. Осознание проблемы – прямой путь к её решению. Поэтому усилия по предотвращению дорожно-транспортных происшествий должны прикладывать все без исключения, а не только государство. Так в работе по пропаганде БДД активное участие принимает оператор подмосковной системы контроля безопасности дорожного движения — «МВС Груп».
Компания не только присоединяется к социальным раундам ГИБДД, но и реализует собственные инициативы: размещает соцрекламу по пропаганде трезвого вождения на придорожных щитах Подмосковья, оборудует пешеходные переходы информационными табличками с правилами безопасного пересечения проезжей части, проводит образовательные лекции в автошколах для начинающих водителей.
«Мы считаем, что достичь поставленной задачи – безопасности на дорогах для всех участников движения – можно только совместными усилиями. Совместными – это не только ГИБДД и профильными службами и организациями, но и самих участников дорожного движения. А для этого нужно постоянно и регулярно проводить социальные информационные кампании по пропаганде БДД, рассказывать, убеждать, советовать и настаивать.
Правила – они для всех, а их незнание, увы, не уберегает от последствий. С одной стороны – дело непростое. А с другой – даже одна человеческая жизнь, спасенная таким образом, многократно перекрывает все сложности», – поделился директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики «МВС Груп» Александр Домбровский.
И такой подход дает результат! Руководитель подмосковной госавтоинспекции Виктор Кузнецов, выступая в Московской областной Думе с ежегодным докладом, оценил плоды совместного труда предприятий развития дорожного комплекса, автоматический фиксации правонарушений, профилактической работы ведомств и пропаганды безопасности дорожного движения: «Автомобильные дороги в регионе с каждым годом становятся безопаснее, и это во многом результат нашей совместной работы. Уверен, что дальнейшая комплексная работа позволит решить поставленные задачи и сделать дорожно-транспортную сеть в регионе более безопасной».
Пропаганда – слово с ярко выраженным негативным окрасом, но разве просвещение и обучение, граничащее с вразумлением, стоит считать негативом? Было много криков и сарказма о пропаганде спорта и здорового образа жизни, но вот однажды утром мы решаем бегать, отказаться от вредных привычек и есть меньше сладкого и мучного. Оказывается, что вокруг немало соседей с аналогичными мыслями.
В результате той самой пропаганды множество людей обретает здоровье и форму, веру в себя и силы, как в прямом, так и в переносном смысле. Нет никаких сомнений, что безопасность дорожного движения должна, обязана пойти по этому проторенному пути. Потому что каждый, кто однажды утром проснется и решит дождаться зеленого сигнала светофора, дословно примет ограничение скорости или остановит пешехода, перебегающего дорогу в неположенном месте, сделает даже чуточку больше, чем спортсмен. Сохранит не только свою, но и чужую жизнь.