Почему эпоха нештрафуемого порога в +19 км/ч подходит к концу
Несоблюдение скоростного режима считается грубым нарушением ПДД во всех цивилизованных странах. Наказывают злостных лихачей весьма строго – нередко лишением водительского удостоверения и даже тюрьмой. В России превышение скорости до сих пор не только не считают серьёзным нарушением, но и всячески поощряют: все водители знают, что могут на законных основаниях прибавлять к разрешённой скорости 19 км/ч и мчать по обычной дороге на скорости 109 км/ч, а по населённому пункту – 79 км/ч. Можно пойти дальше и накинуть ещё столько же: штраф за это будет мизерным (оплатить 250 рублей в «льготный» период сможет даже обладатель старинных «Жигулей» из глубинки). Злостное нарушение скоростного режима давно стало нормой, но нормальным такое положение вещей назвать нельзя.
Развитые страны, для которых граждане являются не источником пополнения бюджета, а прежде всего Людьми, давно осознали, что высокие скорости движения многократно увеличивают смертность на дорогах. Попустительство в этом вопросе недопустимо. Чем ниже максимальная скорость движения транспорта, тем меньше происходит аварий и жертв.
По данным ВОЗ, каждый дополнительный 1 км/ч средней скорости транспортного потока повышает риск ДТП на 3%, а риск ДТП с летальным исходом - на 4-5%. От скорости в первую очередь зависит и вероятность гибели участников столкновения. При скорости в 80 км/ч она, к примеру, в 20 раз выше, чем на скорости в 30 км/ч. Особенно это касается пешеходов и велосипедистов: при столкновении с автомобилем на скорости 30 км/ч выживает 90% участников ДТП, а на 80 км/ч – почти никто.
Европейский городской лимит скорости в 50 км/ч объясняется заботой о людях, и он, к слову, действительно работает. По количеству смертей в результате дорожных аварий наша страна в 3-5 раз опережает другие развитые государства, в которых ведётся программа по снижению скорости в черте населённых пунктов. Показатели смертности в ДТП у нас действительно пугающие: в 2020 году, по данным ГИБДД, на 100 000 жителей в РФ погибло 11,7 человек; для сравнения, в Германии - 3,2 человека, в Великобритании – 2,3 человека, а в Швеции – 2 человека. При этом в ряде крупных европейских городов в зонах городской застройки (Париже, Лондоне, Милане, Брюсселе и Мадриде) разрешённую скорость дополнительно снизили – до 30 км/ч. Нештрафуемый порог там весьма далёк от российского – 3-5 км/ч, а не 20.
«С 11 мая во всех городах Испании максимальная разрешённая скорость будет снижена с 50 км/ч до 30 км/ч. Это ограничение коснётся большинства городских улиц (в Мадриде — 80%). Проанализировав разные ДТП, в Испании пришли к выводу, что снижение ограничения скорости с 50 км/ч до 30 км/ч снижает вероятность смерти после наезда с 90% до 10%. Ожидается, что новые меры сократят количество ДТП с летальным исходом или серьёзными травмами более чем на 50%. За несоблюдение водителями новых ограничений штрафы будут варьироваться от 100 до 600 евро, а превышение скорости на 60 км/ч будет считаться преступлением против безопасности дорожного движения, включённым в уголовный кодекс. Наказывается такое нарушение тюремным заключением на срок от 3 до 6 месяцев или общественными работами на срок от 30 до 90 дней», - привели в пример политику испанских властей в ассоциации «ОКО».
Всё идёт к тому, что в Москве и в других крупных городах страны (возможно, вообще во всех населённых пунктах) неадминистрируемый порог превышения скорости действительно будет снижен. Существующая норма давно устарела и способствует повышению количества жертв. По статистике, наибольшее число ДТП в столице происходит на участках с разрешённой скоростью 60 км/ч (с учётом нештрафуемого порога - 80 км/ч): на 100 км таких дорог в среднем происходит 140 ДТП и погибает 5 человек ежегодно.
Нештрафуемый порог в 20км/ч морально устарел: его ввели семь лет назад, когда автоматический контроль скорости только начинали внедрять повсеместно. До этого он составлял 10 км/ч. Опасались, что погрешность технических средств измерения скорости окажется слишком большой, но, как показала практика, напрасно. Технические характеристики современных комплексов обеспечивают погрешность в пределах в 2 км/ч. Поэтому представляется разумным снижать допустимый порог превышения до 3-5 км/ч. А для того, чтобы водители успели перестроиться на новые нормы, делать это необходимо поэтапно – на первом этапе до 10 км/ч. Уже это изменение заметно снизит количество жертв и пострадавших».
Ассоциация «ОКО»