Опубликовано 02 мая 2023, 05:47
3 мин.

Почему чем больше штрафы, тем безопаснее на дорогах

Разбираемся, как навести порядок на россиийских магистралях.
Почему суровое наказание за нарушение ПДД – это залог безопасности. По данным российской Госавтоинспекции, главные причины дорожно-транспортных происшествий — это пренебрежение Правилами дорожного движения и невнимательность, иными словами — низкая культура вождения. Притом одной из основных проблем эксперты считают нарушение скоростного режима водителями транспорта. И с этим, как показывает пример других стран, можно успешно бороться.
Кирилл Каллиников / РИА Новости

Порядка 45% всех ДТП, в которых есть человеческие жертвы, связаны с превышением скорости и нарушением правил обгона. Проблема использования гаджетов за рулём тоже актуальна. Исследования показывают, что разговор по мобильному телефону во время движения в 4 раза повышает риск аварии. Для общения специалисты советуют съехать на обочину, где это разрешено, или воспользоваться устройством громкой связи.

Впрочем, в 2022 году впервые количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях оказалось меньше 10 человек на 100 тысяч населения. (Для сравнения, в развитых странах Европы этот показатель составляет от 2 до 5 человек.) В России снижение уровня смертности на дорогах является одним из приоритетов. Сделать дороги страны комфортными и безопасными призван нацпроект «Безопасные качественные дороги», основная цель которого – снизить смертность до 4 погибших на 100 тыс. населения к 2030 году.

У нас есть своя специфика

Эволюция системы пассивной безопасности автомобиля, важнейшими компонентами которой являются ремни безопасности, активные подголовники, подушки безопасности и многое другое, ослабили водительскую дисциплину. Усилители руля освободили руки, подушки безопасности снизили бдительность водителей, а появившиеся гаджеты добавили отвлекающих моментов.

Эксперты считают, что только комплексная работа по повышению уровня культуры вождения поможет коренным образом переломить ситуацию и спасти сотни человеческих жизней. Возможно, некоторые из таких мер покажутся многим тоталитарными. Разбираемся, что может помочь повысить уровень безопасности на дорогах страны и на что ради этого придётся пойти.

Почему чем больше штрафы, тем безопаснее на дорогах

© Сергей Кузнецов / РИА Новости

Суровое наказание – залог безопасности

В Европе одни из самых низких показателей смертности на дорогах: Швеция – 2,8 смертей на 100 000 граждан, Великобритания – 2,9; Голландия – 3,4; Испания – 3,7; Норвегия – 3,8. Этого удалось достичь, в том числе, благодаря жесткому законодательству, высоким штрафам и развитием систем фиксации нарушений.

В Испании сумма штрафа за непристегнутый ремень или разговор по телефону во время вождения составляет от 80 до 200 евро (6 800–17 100 рублей). Во многом благодаря этим строгим правилам, за период с 2010 по 2020 год количество ДТП в Испании сократилось на 44%.

В Великобритании оштрафовать могут даже за обувь на каблуках при управлении автомобилем. Сумма штрафа составляет 100 фунтов. А если водитель в неподобающей обуви совершит ДТП, то суд может обязать его выплатить штраф до 5 000 фунтов. Во Франции с 2015 года официально запрещено вождение в наушниках (штраф 135 евро, 11 500 рублей), а также поедание сэндвича, слишком громкая музыка и нанесение макияжа во время езды (штраф 75 евро, 6 400 рублей).

В Чехии для повышения эффективности штрафных мер решили их увеличить на 150% с 2024 года. За звонок за рулем полиция может потребовать 2500 крон (9 675 рублей). Проезд на красный свет будет стоить 5000 крон (19 350 рублей). Российский показатель смертности в ДТП в два раза больше, чем средний уровень по Европе, но, как мы помним, нацпроект требует радикально снизить смертность на дорогах страны.

Повторим: некоторые из перечисленных выше штрафов покажутся многим драконовскими. Вот только в развитых странах Европы количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях составляет от 2 до 5 человек на 100 тысяч населения, а в нашей стране лишь сейчас снизился до 10 человек. И в этой ситуации трудно не провести параллель между суровостью наказания и дорожной безопасностью...

Автомобильные новости