Итак, премьера нового, самого маленького кроссовера от Audi – Q3 – состоялась. Но еще до этого официального мероприятия можно было однозначно сказать, что автомобиль ждет успех. И это не мое субъективное мнение – это мнение рынка. Любителям произведений братьев Стругацких наверняка знаком термин контрамоция. В повести «Понедельник начинается в субботу» у директора НИИЧАВО Януса Полуэктовича Невструева был попугайчик Фотон, который, как и его хозяин, жил задом наперед, двигаясь во времени в обратную сторону. При чем здесь новый кроссовер Audi Q3? Постараюсь объяснить… Несколько лет назад, рассказывая о новом тогда Audi Q5, я написал: «Кукушка Audi кукует неправильно. Она считает задом наперед. Сначала она прокукукала «ку-семь». Теперь вот «ку‑пять». Если следовать народной примете, то получается, что жить компании остается все меньше. Но глядя на кроссовер Q5 понимаешь, что глупая птица ошиблась – Audi в современном автомобильном мире многих переживет. Даже, если с клюва скоро сорвется компактное «ку-три». Как в воду глядел – кукушка Audi наконец-то произнесла это самое «ку-три». А могла бы – прокричала бы во все горло. И снова никаких признаков того, что жизнь немецкой компании угасает. Наоборот, Audi сегодня живее всех живых, а по количеству премьер за последний год так и вообще вышла в лидеры мирового автомобилестроения. По-моему, самое настоящее проявление контрамоции в нарочито правильном, последовательном течении нашей жизни.Итак, премьера нового, самого маленького кроссовера от Audi – Q3 – состоялась. Но еще до этого официального мероприятия можно было однозначно сказать, что автомобиль ждет успех. И это не мое субъективное мнение – это мнение рынка. Российские дилеры, например, еще месяца за два до европейской премьеры и почти за полгода до начала продаж новинки в РФ начали принимать предварительные заказы на Q3. Я, конечно, не совсем понимаю, как можно возжелать автомобиль, на котором не то что не ездил – который даже живьем не видел… Но, как показывает практика, для России это обычное дело. При том, что квоты, к слову, неизвестны даже сейчас, а модификаций, которые будут доступны на нашем рынке в первое время, пока всего две – обе бензиновые с мотором 2.0 TFSI разной форсировки: 170 или 211 сил.Менее мощная версия оснащается только 6-ступенчатой «механикой», а 7‑ступенчатым «роботом» S tronic с двумя сцеплениями в базе комплектуется 211-сильная машина. Если вам тоже нравится Q3, но по какой-то причине вы еще не сходили в дилерский центр, то дело ваше «табак»: заказав автомобиль сейчас, ждать его придется месяца четыре, а то и больше. Но, похоже, оно того стоит – машина получилась очень конкурентоспособной как по цене, так и по оснащению. К тому же, немцы чуть позже обещают привезти к нам двухлитровый дизель, а потом, глядишь, появится модификация, которая по максимальной мощности (около 310 лошадиных сил) на голову выше самых энерговооруженных конкурентов вроде BMW X1 и Range Rover Evoque. На такой, пока предсерийной версии Audi Q3 с 2,5‑литровой рядной «турбо-пятеркой» мне удалось поездить совсем недавно, но об этом чуть позже. Многие в последнее время упрекают компанию Audi в чрезмерной похожести выпускаемых моделей. Многим не нравится общность платформ с Volkswagen. Я бы, возможно, тоже покритиковал, если бы не стал воспринимать эту похожесть как должное. Как необходимую для удешевления конструкции и для выживания меру. Но даже несмотря на это называть Q3 уменьшенной копией Q5 я бы не стал.«Маленький Ку» выглядит более динамично, крыша в задней части «падает» под большим углом, у решетки радиатора по последней моде «срезаны» углы, а глаза-фары словно подводил светодиодами дневного света совсем другой визажист. Хотя мы-то знаем, что тот же самый. А вот сзади – да, очень похоже на Q5. Фонари, поднимающиеся вместе с крышкой багажника, казались бы совсем клонированными, если бы не шикарные светодиодные полоски внутри (опция, доступная вместе с «ксеноном»).Что касается общей с Volkswagen Tiguan начинки… Действительно, Q3 сделан на том же миксе «всефольксвагеновских» платформ PQ, что и Tiguan. Но подвески, а значит и характер управляемости у Audi настроены по-своему. К тому же, для Q3 предусмотрена спортивная версия S line с заниженной на 20 миллиметров и более жесткой подвеской и 7‑ступенчатая автоматическая трансмиссия S tronic, аналог DSG. Ничего подобного Volkswagen Tiguan своим покупателям не предлагает. Что, в принципе, вполне логично: все самое лучшее – в «премиум».Вспомнить о премиальности заставляет и интерьер. Для меня он не стал новинкой – впервые я познакомился с Q3 еще до премьеры: он был выставлен в павильоне трассы Нюрбургринг во время проведения 24‑часовой гонки в конце июня. Я ожидал увидеть внутри какую-то смесь из Audi A1 и, может быть, Q5, но на деле это оказался абсолютно уникальный интерьер с развернутой к водителю центральной консолью. Лавры BMW не дают покоя?ИнтерьерНамек на спортивность? Проверим чуть позже. А пока у меня перед глазами интерьеры тестовых машин, в основном, в «топовых» комплектациях, а в памяти – отнюдь не фешенебельный салон выставочной машины с Нюрбургринга. Они оба безупречны, но каждый за свои деньги. «Навороченные» версии Audi Q3 впитали в себя новейшие технологии от новых A7 и A6, вроде накладывающихся на навигацию карт Google, точек доступа в интернет, умных фар, адаптивного «круиза» и системы поддержания рядности движения. Качество исполнения, конечно, тоже выше всяких похвал, особенно учитывая относительную «бюджетность» машины. Настоящий «премиум», только в маленьком размере.Знакомство с ездовыми повадками нового Audi Q3 начинаю с «минимума»: со 170-сильной бензиновой версии на «ручке». Справедливости ради скажу, что в Европе есть еще менее мощная модификация – дизельная 2.0 TDI (140 сил) с передним приводом. Но к нам такие машины решили не поставлять.ДвигателиЗаслуженный двигатель 2.0 TFSI знаком давно во многих версиях. И эта, самая маломощная, отнюдь неплоха. Во всяком случае, для Q3 такого мотора вполне достаточно. Тем более в сочетании с механической трансмиссией, ходы рычага которой довольно короткие, а педаль сцепления наконец-то лишилась пресловутой «всефольксвагеновской» длинноходности. Но, как и на «Тигуане», заметного ускорения можно добиться только на передачах с первой по четвертую. Даже у 4-й ступени передаточное число меньше единицы! Пятая и шестая – исключительно для спокойного движения по автостраде. Об экономичности и экологичности, немцы, конечно же, не забывают никогда. Впрочем, я бы в своем выборе остановился именно на таком автомобиле, но рабочий долг и коллеги вынудили меня сменить машину.Следующий автомобиль был с чуть более мощным (211 сил) 2.0 TFSI и, что гораздо более важно для большинства россиян, «роботом» S Tronic. Удивительно, но лишние 40 сил почти не ощутимы. И это явно не вина S Tronic, потому что «коробка» по своей скорострельности уж точно не уступает ручному переключению. Разница заметна, скорее, в звуке мотора, чем в динамике.Голос этого двигателя более солидный, более объемный, с более «серьезным» выхлопом. Послушав его песнопения на разгоне и при сбросе газа, и в очередной раз удивившись сообразительности «робота», подтыкающего нужную ступень перед поворотом, я сосредоточил свое внимание на управляемости.От «старших» моделей Audi Q3 получил обновленную систему Audi Drive Select с дополнительным режимом Efficiency (помимо Comfort, Auto и Dynamic). Поигравшись вдоволь с разными настройками на швейцарских дорожках, я пришел к выводу, что разница между ними невелика. Например, тот же Audi A6, от которого получил эту систему Q3, реагирует на изменение настроек гораздо более явно. А здесь можно лишь отметить непривычно легкий для Audi руль в «комфорте» и в режиме «авто». Метаморфозы хитрых магнитореологических амортизаторов не так заметны, а реакции педали газа гораздо больше обостряет переключение «коробки» в спортивный или ручной режим.Подвеска – европейский вариант. И это неспроста. Немцы рассчитывают продавать 20 процентов «ку-третьих» у себя дома. Потом идут Франция, Великобритания… Так что подвеска довольно жесткая. Но для тех, кто уже ездил на Audi, уверен, это не станет сюрпризом. Поступь у Q3 еще более упругая, чем у Q5. А крены так невелики, что в самую последнюю очередь думаешь о том, что это кроссовер.На входах в медленные повороты мешает небольшая недостаточная поворачиваемость, и еще руль бы я сделал покороче – шасси позволяет – но в целом, весьма «драйвовый» вариант. Поэтому я с интересом и любопытством отправился за ключами от ярко-синего 310-сильного прототипа.С обвесом S line, с заниженной на 20 миллиметров подвеской, на нерегулируемых амортизаторах, со спортивными сиденьями, усиленным «эс-троником» и гигантскими составными тормозными дисками. Очень похоже на тормоза от RS3! Но самое главное, естественно, под капотом: пятицилиндровый турбомотор (опять же, от RS3 или TT RS) о 310 силах. Что вам сказать? Это очень, очень веселый автомобиль! Неприлично «отплевывающийся» на переключениях, и очень быстрый. Хватка – почти мертвая. Подвеска – под стать мотору. И не надо никакой мехатроники. Очень плотное, отзывчивое шасси. И рулевое управление вместе с ним вышло на другой, более информативный уровень.Очень интересная машина. Правда, заинтересовавшимся придется подождать: начало производства намечено на следующий год. К тому же, неизвестно, в каком виде Q3 2.5 дойдет до конвейера. В любом случае, автомобиль заслуживает внимания хотя бы потому, что у грядущего Evoque в принципе не планируется моторов такой мощности, а в BMW пора призадуматься о выпуске Х1 с индексом 35i, а может быть даже 35is, чтобы побить Audi своими 340 лошадиными силами. Но это все фантазии. А на данный момент Audi Q3 - самый мощный кроссовер в классе, даже несмотря на то, что это лишь предсерийный вариант.Чтобы немного остыть после мощных разгонов и лихих торможений, решил поездить на турбодизеле, посчитав его спокойным автомобилем. По сравнению с «два и пять турбо» – так оно, конечно, и есть. Но к абсолютным динамическим показателям 2.0 TDI нет никаких претензий. Кроме, пожалуй, некоторой узости рабочего диапазона, из-за чего S tronic переключатся непривычно часто.По подвеске и управляемости я почти никакой разницы с бензиновыми версиями не обнаружил. Только раз в повороте, на приличной скорости, переднее колесо неприятно соскочило в пологую ямку, заставив меня понервничать. Возможно, это повлияли лишние килограммы снаряженной массы 2.0 TDI. Но в целом бензиновая и дизельная машины очень похожи, и выбор будет зависеть исключительно от топливных пристрастий владельца. Я бы, наверное, выбрал бензин. Хотя бы потому, что дизельные заправочные пистолеты всегда грязные. Или по объективной причине: 2.0 TDI появится в России только в следующем году. А тем отважным людям, которые заказали Q3 еще до его официальной премьеры, я готов сказать, что они не прогадали. Уверен, большинство ждет 211-сильную версию с «автоматом», но и тем, кто все же предпочел менее мощный вариант на «ручке», грустно не будет. Компания Audi с выходом Q3 уверенно заняла свое место в этом развивающемся сегменте и ждет прихода экстравагантного Range Rover Evoque. Но если продолжать контрамоции от Audi, то почему бы ей не сделать еще один «шаг в неизведанное» и не построить Q1? Ведь такого пока еще нет ни у кого… Технические характеристики Audi Q3 Scriptio: Дмитрий Кротов.