За прошедшие 3 месяца различные автопроизводители, в числе которых Toyota, Fiat, Nissan, Daewoo, Volvo, Renault и Honda, отозвали более 5 миллионов автомобилей по всему миру, сообщив о тех или иных заводских браках в выпущенных моделях. Ситуация с педалью газа в нескольких миллионах машин Toyota вызвала значительный резонанс. У отечественных автопроизводителей дело обстоит неcколько иначе. За прошедшие 3 месяца различные автопроизводители, в числе которых Toyota, Fiat, Nissan, Daewoo, Volvo, Renault и Honda, отозвали более 5 миллионов автомобилей по всему миру, сообщив о тех или иных заводских браках в выпущенных моделях. Ситуация с педалью газа в нескольких миллионах машин Toyota вызвала значительный резонанс. У отечественных автопроизводителей дело обстоит неcколько иначе. Любой уважающий себя автопроизводитель найдет в себе силы признать, что его автомобилям свойственно ломаться. Более того, автокомпании прямо указывают, что именно они не доработали в той или иной модели. После этого автопроизводитель официально признает свою вину в недоработке и предлагает всем владельцам машин «с изъяном» приехать в сервисный центр для бесплатного устранения неполадки. Подобное публичное признание автокомпанией своих дефектов производства принято называть отзывом автомобилей. Причины отзыва бывают разными. Чаще всего их инициирует сам автопроизводитель, после того как в компании накопится большое количество однотипных жалоб от владельцев машин. Иногда «врожденные» дефекты находят эксперты. Например, в США подобной организацией-экспертом с непререкаемым авторитетом является американская национальная администрация по безопасности дорожного движения, которая работает на правительственном уровне. Наконец, еще одной причиной отзыва автомобилей может быть судебное решение, в ходе которого был признан факт заводского брака, однако такие случаи бывают очень редко. Если обратиться к истории, то впервые термин «отзыв» появился в 1978 году в США после принятия закона, который обязывал автопроизводителей отзывать производимые ими автомобили для исправления допущенных дефектов при любой вероятности опасности и сообщать об этом властям. Через несколько лет закон с похожим содержанием был принят в Японии. А уже в начале 80-х годов практика отзыва автомобилей распространилась на весь мир. Вообще, существует два вида отзывов автомобилей — обычный и safety-recall. Обычный возникает в том случае, если допущенный брак не угрожает жизням водителя и его пассажиров. В этом случае дилеры связываются с владельцами автомобилей по почте либо могут лично позвонить по телефону. Однако экстренный обзвон всех владельцев дефектных автомобилей производится только в случае обнаружения серьезных неполадок. Если неполадка небольшая и она обнаружена на новом автомобиле, то владельцев могут и не известить об этом, а просто устранить ее без ведома хозяина машины на плановом гарантийном техническом осмотре. Safety-recall протекает намного серьезнее. Компания, допустившая брак, официально заявляет о дефекте в средствах массовой информации и сообщает, что владельцы должны в кратчайшие сроки посетить сервисные центры для устранения неисправности. Такой метод оповещения используют только при обнаружении опасного брака. Подобному отзыву подлежат даже те автомобили, которые были ввезены в страну в обход официальных дилеров. Так, если вы узнали из новостей или газет об отзыве автомобилей вашей марки и вашего года выпуска, то вы можете сразу принять необходимые меры. Позвоните в дилерский центр и, назвав VIN-номер своего автомобиля, узнать, подлежит ли он отзыву. Даже если автомобиль уже давно снят с гарантии, это еще не значит, что он не может пройти бесплатный ремонт по устранению дефекта. Порой исправление дефектов в автомобилях может растянуться на несколько лет. Однако следует учитывать, что после того как автопроизводитель официально признает дефект, он снимает с себя ответственность за возможную поломку автомобиля по причине этого дефекта. Поэтому не стоит затягивать с посещением станции технического обслуживания, лучше устранить дефект в кратчайшие сроки. Уже были прецеденты, когда суды в США и Европе вставали в таких случаях на сторону автопроизводителей. Тем не менее, если неисправность дала о себе знать, например, во время ожидания ремонта или по дороге в автосервис, владелец автомобиля на полных основаниях может потребовать компенсации. Не следует затягивать с устранением дефекта еще и потому, что, хотя запчастей, которые выделяются для устранения брака, должно хватить на все произведенные дефектные автомобили, это еще не значит, что дилерские центры будут годами ждать неспешных автовладельцев. Поэтому не удивляйтесь, если, приехав на техническое обслуживание через пару лет после объявления о дефекте, вы узнаете, что необходимых запасных деталей для вашего автомобиля нет. Если рассматривать нашу страну, то в то время, когда во всем мире прочно входила в обиход практика отзывов дефектных автомобилей, в Советском Союзе все оставалось по-прежнему. Исключение составляла лишь, пожалуй, продукция военно-промышленного комплекса. Впервые понятие отзыва автомобилей появилось в нашей стране в начале 90-х годов во время бурного роста отечественного автомобильного рынка. Именно тогда стал наблюдаться прилив дилеров зарубежных автопроизводителей в нашу страну. И только в 2002 году произошел первый отзыв отечественного автомобиля. «Первенцем» стала «Нива-213», в которой был обнаружен дефект тормозной системы. Затем неоднократно отзывались мелкими партиями «Жигули» классической модели – то из-за отклонений в технологии сварки вала руля (по 900 автомобилей в 2003 и 2005 годах), то из-за дефектов в изготовлении направляющих колодок переднего тормоза (1086 автомобилей в 2005 году). Самая большая партия отозванных автомобилей составила 7 тысяч экземпляров. Остальные отечественные автокомпании стараются не прибегать к отзыву своих автомобилей. Лишь в конце 2009 года УАЗ отозвал 1870 автомобилей, в которых были обнаружены дефекты масляного фильтра, из-за отказа которого происходило падение давления масла в двигателе. Иногда отзыв автомобилей проводится в рамках пиар-кампании и мотивируется заботой о своих клиентах – для поднятия имиджа автопроизводителя. Поэтому крупные компании не боятся анонсировать затраты, связанные с отзывом автомобилей. К примеру, в 2004 году компания Honda потратила на отзыв 500 тысяч автомобилей около 72,5 миллионов долларов. А вот АвтоВАЗ не анонсирует свои убытки, связанные с массовыми сервисными кампаниями. Как раз по причине высоких затрат и нецелесообразности проведения отзывов автомобилей в России к ним прибегают лишь в критических случаях. Согласно заявлению департамента по связям с общественностью компании «АВТОВАЗ»: «Отзыв автомобилей проводится в случае обнаружения в процессе производства, эксплуатации или испытаний критического дефекта». Парадокс, но отзыв отечественных автомобилей не то что не поднимает имидж автокомпании, он создает у автовладельцев мнение, что отечественный автомобиль ненадежен и имеет низкое качество сборки. Да и привыкли уже наши владельцы отечественных автомобилей своими руками дорабатывать то, что не смогли сделать инженеры на заводе. А просчетов в разработке отечественных автомобилей хватает. Таким образом, практика отзыва отечественных автомобилей в России пока не работает должным образом. Автовладельцы сами стараются исправить огрехи производства, автокомпании и так находятся в критическом финансовом положении, поэтому лишние расходы им ни к чему, а пиар в данном случае имеет обратный эффект. Scriptio: Сергей Василенков.