Олимпийцы опять продают призовые машины. Зачем?
В этом нет ничего плохогоПервый пошёл!
Информация о продаже одного из «олимпийских» BMW X3, полученного кем-то из отечественных спортсменов в награду за призовое место на Олимпийских играх в Токио, появилась на сайте Авто.ру накануне. В новостной заметке сообщалось, что на момент её опубликования машина уже была продана. Стоимость эксклюзивного кроссовера составила 5,1 млн рублей.
Сервис по продаже автомобилей тактично уточнил, что не располагает сведениями о том, кто именно продал памятную машину, заметив лишь, что этот экземпляр получил какой-то серебряный призёр. Читателей сей факт немало взбудоражил. Кто-то посчитал избавление от роскошного презента кощунством, иные посетовали на то, что спортсменам дарят забугорную технику, а не «скрепные» Lada или Aurus. Словом, новость практически не оставила равнодушных.
Что подарили олимпийцам в 2021 году
Автомобили в России XXI века по-прежнему считаются не обычными вещами, а атрибутами роскоши, доступными далеко не каждому. Тем более, если речь идёт о настоящем немецком премиуме вроде Mercedes-Benz или BMW. Большинству россиян заработать на такое авто абсолютно нереально, и так, похоже, будет всегда. Словом, настоящий, высококачественный автомобиль выглядит поистине царским подарком, хотя по факту таковым едва ли является. Речь, напомним, идёт о простой машине.
На этот раз российским призёрам и победителям Олимпийских игр, коих набралось 46 и 31 соответственно, презентовали новенькие BMW X3 с разным уровнем оснащения и BMW X5 (в зависимости от результатов). Церемония награждения прошла в Кремле в субботу, 11 сентября, под патронажем главы Совета безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева. Как оказалось, некоторые получатели наград начали избавляться от машин немедленно. Напомним, олимпийцам подарили 71 авто – дефицита на вторичке на баварскую технику теперь точно не предвидится.
Откуда пошла странная традиция
Традиция дарить автомобили олимпийцам в России появилась далеко не вчера, она возникла в далёком 2006 году, после зимних Игр в Турине. С самого момента её появления машины стали предметом раздора. Подарки в нашей стране – почти святое: отказываться от них или передаривать – дурной тон. Однако, по неподтверждённым данным, примерно треть или даже половина спортсменов расстаётся с машинами почти сразу. Большинство предпочитает это не афишировать по понятным причинам.
Автомобили победителям и призёрам Олимпийских игр дарятся от имени специального «Фонда поддержки олимпийцев». Это некоммерческая организация, спонсируемая, в том числе, физическими лицами. В число учредителей входят, в частности, многочисленные российские олигархи и видные лица: Потанин, Абрамович, Алекперов, Дерипаска, Вексельберг, Лисин, Гурьев, Коган и другие. Заинтересованы в участии в благотворительности и крупные автопроизводители, для которых олимпийские подарки – великолепный пиар мирового масштаба. Указывать, как именно призёры могут распоряжаться подаренной техникой, фонд в соответствии с законом о благотворительности не имеет права. Получатели вправе самостоятельно решать, как поступить с дорогостоящими презентами.
Кто продал «олимпийские» машины
В 2014 году фигуристка Екатерина Боброва распорядилась своим подарком в виде Меrcedes GL весьма элегантно: спортсменка продала премиальный автомобиль на аукционе. Вырученные средства частично были пущены на благотворительность – их перечислили в фонд Константина Хабенского, оказывающий помощь детям с тяжёлыми заболеваниями головного мозга. После Игр‐2018, проходивших в Пхёнчхане, ставшая второй в паре с Дмитрием Соловьёвым фигуристка точно так же рассталась в новеньким BMW и помогла нуждающимся.
Чемпион сочинской Олимпиады 2014 года Алексей Волков продал свой Меrcedes GL и купил вместо него в Германии не менее роскошное, но уже подержанное авто – Porshe Panamera в зеркальном цвете. Бобслеист Алексей Негодайло, выигравший в Сочи в составе экипажа Александра Зубкова, также продал свой автомобиль.
Чуть раньше, в 2013 году, пловчиха Юлия Ефимова выставила на продажу свой Аudi A6, подаренный за третье место в Олимпиаде 2012 года. Спортсменка на тот момент переехала жить в США и перевозить машину из России туда никакого смысла не нашла. Куда проще и дешевле продать автомобиль и купить на месте новый.
Обладательница золотой медали Игр-2018 в женском одиночном фигурном катании Алина Загитова, получившая BMW X5, отдала его родителям. На тот момент спортсменка ещё не могла самостоятельно водить машину в силу возраста.
В 2016 году, после летних Олимпийских игр в Рио, одна из чемпионок, имя которой не называется, продала новенький BMW X6 спустя несколько часов после получения презента. Сумма сделки превысила рыночную стоимость машины практически вдвое (свыше 7 млн рублей). Учитывая, что это памятное авто, цена машины вызывать вопросов не должна.
В 2011 году оскандалился двукратный олимпийский чемпион по боксу Алексей Тищенко. Спортсмен выставил на продажу BMW X5, полученный в награду за золото Игр 2008 года в Пекине. На машине красовалась аэрография с моментом боя и олимпийскими кольцами. Хозяин авто признался, что нуждается в средствах для постройки дома и участия в избирательной кампании в Законодательное собрание Омской области.
Стоит ли винить спортсменов?
Это лишь малая часть историй с подаренными олимпийцам авто. Но даже она позволяет сделать правильные выводы.
Автомобиль – всего лишь вещь, срок службы которой в исключительных случаях переваливает за пару десятков лет, и относиться к машине нужно исключительно как к вещи. Кому-то из спортсменов автомобиль в принципе не нужен по ряду причин, кто-то предпочитает совершенно другую марку и модель – это абсолютно нормально. Наконец, нет ничего плохого в том, чтобы конвертировать заслуженное потом и кровью движимое имущество в имущество недвижимое или потратить вырученные средства на благотворительность.