Несемейная ценность
Хэтчбек Porsche Panamera принят публикой на ура: годовой план в 20 тысяч машин выполнен за восемь месяцев! Причем почти треть продаж обеспечивает самая мощная и дорогая Panamera Turbo, еще 40 процентов приходится на полноприводную 400-сильную версию Panamera 4S… Зачем тогда нужна «бюджетная» Panamera с мотором V6 мощностью всего 300 л.с.?
Казалось бы, ответ очевиден: «просто» Panamera — это корпоративные продажи. Особенно там, где автомобильные налоги сильно зависят от объема и мощности мотора. Например, в Китае — одном из важнейших рынков для Porsche. А для пятизвездочных отелей и прочих VIP-сервисов мощность автомобиля не играет особой роли. Главное — громкое имя, позволяющее клиенту садиться на заднее сиденье без капли сомнений в собственной значимости.
Но на презентации машины журналистам показали интересный рекламный ролик. Отец везет сыновей в школу, по пути вспоминая славное гоночное прошлое — то ли свое собственное, то ли марки Porsche в целом. И вот уже его рука сама тянется к кнопке Sport Plus, и он с удовольствием «нарезает» повороты загородной дорожки...
Panamera — семейный автомобиль?
Еще год назад всем твердили, что хэтчбек — это прежде всего спорткар, созданный по всем канонам Porsche. Только, в отличие от «девятьсот одиннадцатого», здесь четыре полноценных сиденья. Но в итоге собирательный образ покупателя Панамеры получился почти таким же, как для Porsche 911, — средний возраст 53 года, владелец компании или топ-менеджер с маленькой семьей и личным гаражом на четыре-пять машин. Причем одна, а то и две из них — Porsche. Стоит ли удивляться, что каждый третий покупатель выбрал дорогущую версию Turbo?
А ведь задачей Панамеры было не создание внутренней конкуренции, а привлечение в ряды поклонников Porsche новых людей. Например, более молодых и менее обеспеченных отцов семейств, для которых «девятьсот одиннадцатый» тесноват и дороговат. Им важны и цена автомобиля, и расход топлива — а в Porsche особо подчеркивают, что шестицилиндровая Panamera расходует в смешанном цикле менее 10 л/100 км.
Почему же тогда немцы восемь месяцев тянули с ее дебютом?
Одна из причин — ожидание запуска в серию нового двигателя V6. Ведь «всефольксвагеновский» шестицилиндровый мотор, который устанавливается на Cayenne, под низкий капот Панамеры просто не помещается из-за небольшого, 60-градусного угла развала цилиндров, да и пропустить сквозь его картер полуось полного привода нельзя.
Поэтому пришлось конструировать новую «шестерку» — по сути, это тот же двигатель V8 с 90-градусным развалом блока, что устанавливается на Porsche Panamera S, но «купированный» на два цилиндра. Двигатель потерял ровно четверть мощности и стал на 30 кг легче — даже с учетом появления балансирного вала, в котором нуждается менее уравновешенная V-образная «шестерка» с 90-градусным углом развала.
Поворот ключа в гнезде слева от руля, селектор роботизированной коробки PDK — в положение Drive, и Panamera бодро вливается в транспортный поток. Чтобы заглохнуть при первой же остановке — в базовое оснащение машин с коробкой PDK входит система Auto Start Stop. «Автостоп» не очень удобен: чтобы на светофоре мотор молчал, нужно держать ногу на педали тормоза. А на зеленый Panamera трогается с большой задержкой — будь я в России и на автомобиле попроще, не избежать мне гудков сзади. Впрочем, систему можно отключить кнопкой на центральном тоннеле.
На разгон до 100 км/ч заднеприводная Panamera тратит шесть с лишним секунд: не ураган, но о нехватке тяги вспоминаешь только на выходе из медленных поворотов и при обгоне тихоходов. И то лишь потому, что «мозг» PDK маниакально задействует высшие передачи в стремлении сэкономить топливо. Но стоит прожать газ — спустя секунду коробка переключается на две-три ступени вниз, и Panamera делает мощный рывок. А тем, кто не хочет ждать, достаточно нажать кнопку Sport: переключения станут быстрее, реакции мотора на газ обострятся, тягу к высшим передачам как рукой снимет…
Управляемость? Panamera с базовой пружинной подвеской и «пассивными» стабилизаторами поначалу кажется совсем «гражданской». Руль на малых скоростях легкий и неострый, педаль тормоза чувствительная, при перестроениях заметны крены. Но с ростом скорости электронноуправляемые амортизаторы зажимаются, руль наливается приятным «чувством дороги», и автомобиль становится цельным, собранным. До прецизионности Porsche 911 далеко, но все равно каждый поворот — в удовольствие.
О пассажирах такого не скажешь. Я сбежал с заднего сиденья уже через десяток километров — надоело кивать головой на разгонах и торможениях, ощущать толчки даже от мелких неровностей, вцепляться в ручку двери в поворотах... Нет, Panamera — вряд ли семейная ценность: скорее — радость драйвера-эгоиста.
А полноприводная Panamera 4 с пневмоподвеской, пакетом Sports Chrono Plus, активными стабилизаторами PDCC и новой системой PTV Plus (Porsche Torque Vectoring), которая подтормаживает в поворотах одно из задних колес, едет еще интереснее. Кнопками Sport и Sport Plus баланс между комфортом и точностью управления можно менять в более широких пределах, на дуге машина стабильнее, крены почти незаметны, а на выходе из поворота можно смело давить на газ — полный привод и PTV Plus реализуют тягу двигателя максимально эффективно. Блеск!
Будет ли «купированная» Panamera популярна в России, где для многих покупателей главное в Porsche — надпись «Turbo S» на корме? Российские цены на хэтчбек с мотором V6 начинаются с отметки 4 млн 94 тысячи рублей, полноприводная Panamera 4 стоит как минимум 4 млн 569 тысяч. А «нашпигованная» опциями машина окажется едва ли не дороже, чем базовая восьмицилиндровая Panamera S. Но это неплохой вариант для тех, кому возможности шасси важнее количества лошадиных сил.
|
Паспортные данные
|||| |Автомобили ||Porsche Panamera |Porsche Panamera 4 | |Тип кузова ||хэтчбек |хэтчбек | |Число мест ||4 |4 | |Размеры, мм |длина |4970 |4970 | |ширина |1931 |1931 | |высота |1418 |1418 | |колесная база |2920 |2920 | |колея передняя/задняя |1658/1662 |1658/1662 | |Объем багажника, л ||445—1263 |445—1263 | |Снаряженная масса, кг ||1730 (1760)*|1820 | |Полная масса, кг ||2335 (2365) |2400 | |Двигатель ||бензиновый, с непосредственным впрыском || |Расположение ||спереди, продольно |спереди, продольно | |Число и расположение цилиндров ||6, V-образно |6, V-образно | |Рабочий объем, см3||3605 |3605 | |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм ||96,0/83,0 |96,0/83,0 | |Число клапанов ||24 |24 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||300/220/6200 |300/220/6200 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||400/3750 |400/3750 | |Коробка передач ||механическая, 6-ступенчатая (роботизированная, 7-ступенчатая)* |роботизированная, 7-ступенчатая| |Привод ||задний |постоянный полный | |Передняя подвеска ||независимая, пружинная или пневматическая**, на двойных поперечных рычагах|| |Задняя подвеска ||независимая, пружинная или пневматическая**, многорычажная || |Передние тормоза/диаметр дисков, мм ||дисковые, вентилируемые/360 |дисковые, вентилируемые/360 | |Задние тормоза/диаметр дисков, мм ||дисковые, вентилируемые/330 |дисковые, вентилируемые/330 | |Передние шины ||245/50 ZR18 |245/50 ZR18 | |Задние шины ||275/45 ZR18 |275/45 ZR18 | |Максимальная скорость, км/ч ||261 (259) |257 | |Время разгона 0—100 км/ч, с ||6,8 (6,3) |6,1 | |Расход топлива, л/100 км |городской цикл |16,4 (12,7) |12,8 | |загородный цикл |7,8 (6,9) |7,2 | |смешанный цикл |11,3 (9,3) |9,6 | |Выбросы СО? (смешанный цикл), г/км ||265 (218) |225 | |Емкость топливного бака, л ||80 |80 | |Топливо ||бензин АИ-98 |бензин АИ-98 | |* В скобках — данные автомобиля с коробкой передач PDK
** Опция||||
Scriptio: Валерий Арутин.