Ока производства Брянского автозавода могла стать одним из главных козырей советской «оборонки», но оказалась неуместной в наступившую эпоху большой дружбы с Западом. Все знают маленький вазовский автомобильчик Ока, ставший бюджетным средством передвижения для молодёжи, пенсионеров, инвалидов и просто небогатых россиян 1990-х и начала «нулевых». В конце 1980-х была и другая Ока — производства Брянского автозавода, которая могла стать одним из главных козырей советской «оборонки», но оказалась неуместной в наступившую эпоху большой дружбы с Западом. В начале 1970-х годов СКБ Брянского автозавода под руководством главного конструктора Ивана Людвиговича Юрина приступило к реализации опытно-конструкторской темы «Основа», которая в военных документах носила кодовое обозначение «Вощина». В это обширное семейство вошли плавающие и сухопутные четырёхосные автомобили-шасси новой концепции с колёсной формулой 8×8. Впоследствии оно пополнилось следующими поколениями, созданными под руководством главного конструктора Юрия Ивановича Мосина.В машинах гаммы «Основа» впервые были упразднены важнейшие конструктивные принципы московского конструктора Виталия Грачёва. Брянские автомобили получили один силовой агрегат (вместо двух, как это принято у Грачёва) и сближенные передние и задние пары ведущих колёс на независимой торсионной подвеске, но легендарная бортовая трансмиссия сохранялась вплоть до прекращения их выпуска. Первым и наиболее известным автомобилем в семействе «Основа» стало принципиально новое плавающее корпусное шасси БАЗ-6944, с самого начала рассчитанное на несение совершенно секретного ракетного комплекса Ока, впоследствии неожиданно получившего широкую мировую огласку.Плавающие шасси БАЗ-6944 семейства «Основа» (1979 — 1989 гг.) Несколько прототипов плавающего 12-тонного автомобиля-шасси БАЗ-6944 были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным, собраны в 1979 — 1980 годах и затем прошли заводские, пробеговые и полигонные испытания. Первые образцы снабжались приземистым открытым сварным несущим корпусом с удлинённой остроносой передней частью. Читать далее на сайте kolesa.ru