Опубликовано 01 февраля 2022, 19:00
3 мин.

Не «ЛуАЗик» и не Jeep. Знакомьтесь, Porsche 597 Jagdwagen!

Именно эта модель стала первым внедорожником марки Porsche
Когда речь заходит о внедорожной армейской технике, на ум обычно приходят всевозможные «УАЗы», «ЛуАЗы», Land Rover и прочие «Гелики». Для многих читателей станет открытием, что прекрасную утилитарную машину в своё время построила фирма Porsche. Старина Фердинанд никогда не гнушался военными контрактами, но эта история не о кровавом режиме, а о замечательном авто.

В своё время фирма Porsche приняла непосредственное участие в создании танка «Тигр». «Наследил» Фердинанд и при разработке самолёта-снаряда Фау-1. Представляем вашему вниманию ещё одну любопытную разработку для военной сферы – армейский внедорожник Porsche 597 Jagdwagen.

Во времена Второй мировой немаловажное значение для проведения быстрых военных операций имело наличие у противоборствующих сторон компактных, проходимых, максимально простых и выносливых автомобилей типа Willys-MB или Land Rover Series I. Сформировался целый класс полноприводных утилитарных машин, ориентированных на военные задачи. После поражения во II Мировой у Западной Германии остался единственный автомобиль такого рода – морально и технически старый Kübelwagen. К слову, сконструированный в 1936 году всё тем же Фердинандом Порше на заводе Volkswagen. Именно этот автомобиль применялся во всех войсках Германии до окончания Второй мировой войны для перевозки личного состава, боеприпасов, провианта и горючего.

Kübelwagen

Kübelwagen

Несмотря на то, что было разработано свыше 30 версий Kübelwagen, его времена быстро прошли. Внедорожник открытого типа с колёсными редукторами изготавливался из тонкой жестянки и был максимально похож на всем нам хорошо известный советский «ЛуАЗик», с той лишь разницей, что советское изделие появилось на свет ощутимо позже «немца».

Этот советский вертолёт не пошёл в серию, но до сих пор вселяет ужас: вот почему

Kübelwagen выглядел на фоне зарубежных конкурентов ископаемым монстром: он был тяжёлым и неповоротливым. Ни о какой конкуренции «лоханки» с машинами американцев или англичан речи явно не шло. Старине Порше пришлось создать нечто новое – уже не на платформе Beetle. В 1953 году его фирма заинтересовалась правительственным тендером на поставки новых армейских внедорожников. В том же году был представлен прототип «охотничьей машины» – модели Porsche 597 Jagdwagen.

Основой проекта послужил не утилитарный фольксвагеновский «Жук», а спортивный заднеприводный заднемоторный Porsche 356 – первый самостоятельный автомобиль фирмы Porsche. В 1955 году была собрана пилотная партия внедорожников. Фердинанд всерьёз рассчитывал на контракт с формирующимся Бундесвером, но этим планам не суждено было сбыться.

Модель Porsche 597 Jagdwagen во многом оказалась инновационной. В движение автомобиль приводил дефорсированный 1,6-литровый 4-цилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением мощностью 60 л. с., позаимствованный у всё того же Porsche 356. В трансмиссии применялась 5-ступенчатая «механика» с возможностью подключения полного привода на ходу (трансмиссионный вал оснащался сцеплением). В колёсах стояли дополнительные редукторы, что увеличивало дорожный просвет.

Очень необычное оружие: от «Черепахи» до атомного самолета

Автомобиль продемонстрировал великолепную проходимость и маневренность и сразу полюбился военным испытателям. Плавучесть и возможность десантирования лишь добавляла модели дополнительные очки. Продвинутый для тех времён кузов представлял собой нечто, напоминающее монокок, к которому можно было прикрепить гребной винт и водный руль. В гражданской сфере – прекрасная машина для рыболовов-охотников.

Первый прототип, способный развивать на суше скорость 100 км/ч, в отличие от последующих мелкосерийных машин, был оснащён 1,5-литровым 50-сильным оппозитным движком и не имел дверей. На более поздних машинах кузова создавались уже не специалистами Porsche из Штутгарта, а фирмой Karmann Works.

Танки с колесами: зачем их придумали и почему они так хороши

Несмотря на то, что Porsche 597 Jagdwagen получился действительно удачным – он сохранил лучшие качества Kübelwagen, но стал намного более технически продвинутым, – вооружённые силы приняли решение не в пользу модели Порше. Конкурент в лице DKW Munga от небольшой фирмы Auto-Union стоил примерно втрое меньше творения Фердинанда. Машина Porsche оказалась слишком крутой для поставленных перед ней задач.

Как бы то ни было, во многом именно срыв этого контракта повлиял на историю именитого бренда: Фердинанд окончательно сосредоточился на создании дорогостоящей люксовой техники. Всего был собран 71 экземпляр Porsche 597 – в основном для гражданского применения. Их продажа позволила частично возместить затраты на проектирование великолепной для своего времени модели. В конце 50-х годов компания Porsche хотела вернуться к проекту и создать ещё более крупный и дорогой внедорожник, но эти планы реализованы не были.

Этот постапокалиптический танк борется с пожарами при помощи двух реактивных двигателей

Автомобильные новости