Опубликовано 18 мая 2010, 11:32

На российских дорогах станет светлее

Постоянное использование ближнего света позволит водителям быть заметнее для пешеходов и друг друга. Так в ГИБДД комментируют правительственные поправки в Правила дорожного движения, обязывающие автомобилистов всё время ездить с включенными фарами. Поправки вступят в силу предположительно в ноябре. Действительно ли эта мера улучшит дорожную ситуацию?
Фото Audi

Постоянное использование ближнего света позволит водителям быть заметнее для пешеходов и друг друга. Так в ГИБДД комментируют правительственные поправки в Правила дорожного движения, обязывающие автомобилистов всё время ездить с включенными фарами. Поправки вступят в силу предположительно в ноябре. Действительно ли эта мера улучшит дорожную ситуацию? В этом вопросе разбирался корреспондент "Вести ФМ" Сергей Гололобов.

Днем с огнем - и в населенном пункте, и вне его. Всегда и везде, только с включенным светом. Такая машина, утверждают в ГИБДД, заметнее для пешеходов, да и для других водителей тоже. Как следствие, аварийность должна стать меньше. Автомобильная общественность, надо сказать, к этой инициативе отнеслась неоднозначно. Полностью за нее, например, главный редактор журнала "Авторевю" Михаил Подорожанский.

"Видеть и быть видимым - это основное правило БДД, и здесь никаких вопросов нет. Те люди, которые говорят о повышенном расходе электроэнергии, может быть, чуть-чуть правы, но речь идет о совершенно мизерных прибавках, которые не сопоставимы с тем эффектом безопасности, который принесет этот шаг", - замечает Подорожанский.

Преимущества горящих фар очевидны в густом тумане, при сильном ливне, а также на контрастных световых участках, например, при въезде и выезде из тоннеля. Но зачем включенный ближней свет ярким и жарким днем, недоумевает руководитель общественного проекта "Обеспечение безопасности дорожного движения" Константин Крохмаль.

"Если есть опасность, что водитель может ослабить восприятие впереди идущего транспортного средства или встречного потока, то, конечно, нужно делать соответствующие знаки – ограничение скорости или другие обычные знаки, например, "Включи фары". Вот и всё. Я понимаю, когда есть какой-то отрезок пути, где нет разделительной полосы между встречными полосами, то, конечно, это нужно. А так просто, какой смысл - солнечный день, температура сорок градусов и мы с фарами едем! Что мы освещаем?", - негодует Крохмаль.

Идею постоянного ближнего света ГИБДД продвигала уже давно, не менее десяти лет. Правда, до поры до времени вводить эту норму не решались из-за того, чтобы с общим потоком не сливались автомобили, перевозящие особо опасные грузы. У них фары, как известно, всегда включены. Но затем на такой спецтранспорт стали ставить оранжевые проблесковые маяки и проблема была решена. А пять лет назад был сделан первый шаг - всех водителей обязали ездить с включенными фарами вне населенных пунктов. Сейчас в этом вопросе поставят точку. Ближний свет будет обязателен всегда. Россия, кстати, в этом вопросе идет в одном русле с Северной Европой, где долгие и темные зимы, а в остальное время нередки туманы и дожди. В Финляндии, Норвегии, Дании и Швеции уже почти двадцать лет все автомобили обязаны днем ездить с включенными огнями, напоминает Михаил Подорожанский.

"Этот опыт - скандинавский. Там даже все автомобили продаются с электронной проводкой и вся схема питания сделана таким образом, что автомобиль, как только включается зажигание, он все время с ближним светом фар. То есть водитель об этом уже не думает. Так вот, этот опыт и статистика скандинавских стран показала, что мера эта эффективная", - поясняет Подорожанский.

Кстати, на ресурсе современных фар их постоянный свет практически не сказывается. Причем некоторые лампы склонны быстрее перегореть при частом включении-выключении, чем при постоянном режиме. Правда, издержки от нововведений могут, конечно, быть, а коснутся они, прежде всего, старых автомобилей, отмечает Константин Крохмаль.

"Если едет какая-то "копейка", у которой аккумулятора хватает только на то, чтобы завести мотор, то это все садится и в дальнейшем может повлиять на эксплуатацию транспортного средства. Вот сел аккумулятор, не включил фары, тебя остановили - и плати штраф", - размышляет Крохмаль.

Кстати, вступающий в силу в сентябре новый технический регламент вводит в оборот такое понятие, как "дневные ходовые огни". Это те самые диодные светящиеся "реснички", которые можно видеть на новых моделях Audi и Mercedes-Benz. На них такие огни устанавливаются на заводе. Они яркие, видны издали и потребляют совсем мало энергии. Многие автомобилисты стали монтировать на свои машины и новые, и старые светящиеся "змейки" вручную. И именно дневные ходовые огни могли бы стать законной альтернативой постоянно включенному ближнему свету.

Scriptio: Сергей Гололобов.

Автомобильные новости