Мечта рационалиста
Хотя мой предыдущий визит в Стокгольм случился совсем недавно, в конце зимы, очередная встреча выявила немало нового. Еще полгода назад в качестве такси использовались одинаковые, как королевские гвардейцы, универсалы Saab и Volvo, а теперь их заметно потеснили - кто бы мог подумать - гибридные Toyota Prius! Оказывается, шведская столица занимает первое место в мире по количеству этих машин: в среднем шесть Toyota Prius на тысячу жителей. Неслучайно испытать в деле этот удивительный автомобиль мне довелось именно здесь.
Японцы выпустили свой первый Prius в 1997 году. За непропорциональной внешностью скрывалась революционная гибридная система (Toyota Hybrid System), сочетавшая 1,5-литровый бензиновый мотор и мощный электродвигатель с бесступенчатым вариатором. Гибридный привод развивал максимальную мощность 101 л.с., а средний расход топлива составлял 5,1 л на 100 км. В 2002 году появилось второе поколение Prius - система THS II была дополнена преобразователем мощности, существенно повысившим КПД. Именно эту машину полюбили американцы. Разумеется не за сногсшибательную внешность, не за море драйва, а за экономичность: Prius второго поколения обладал мощностью в 111 л.с., а расход топлива сократился до 4,3 л на 100 км. Завоевание западной аудитории проходило постепенно, но сейчас японцы могут гордиться результатом: с момента появления первого гибрида им удалось продать больше 1,27 млн экземпляров, а в Японии новый Prius уже стал самым часто регистрируемым автомобилем.
Работа над третьим поколением заняла четыре года - чуть больше, чем было потрачено на предыдущую модель. Внешне машина стала более округлой, это позволило сократить коэффициент сопротивления до отличного показателя - 0,25. Гибридная система не претерпела существенных изменений, разве что на смену 1,5-литровому двигателю пришел новый - четырехцилиндровый, объемом в 1,8 л (98 л.с.). Максимальная мощность увеличилась на 27%, крутящий момент - на 23%, а суммарная отдача силовой установки выросла до 136 сил.
При старте и по достижении 50 км/ч, если батарея заряжена, работает только электромотор. При ускорении и разгоне оба двигателя работают совместно. Но система то и дело отключает бензиновый двигатель, поэтому Prius едет почти бесшумно. Можно двигаться и в одном из предустановленных режимов - только на электроприводе (EV), правда, заряда батареи хватит на 2 км, и в режиме Power, используя оба источника энергии. Монитор Eco Drive помогает водителю дозировать тягу так, чтобы достичь наименьшего расхода топлива. Управляется Prius, конечно, не так образцово, как Golf, но собранно, и акцент сделан на комфорт, а плавность хода просто выше всяких похвал - как раз для России. Салон преобразился полностью - взгляд притягивает необычный скат центральной консоли, материалы без натяжек хороши. И еще здесь очень просторно.
Обычно во время теста не удается и близко приблизиться к паспортным данным по расходу топлива, но на этот раз получилось наоборот. В маршруте был предусмотрен 22-километровый участок, по окончании которого компьютер показал около 2,9 л на сотню (скорость при этом не поднималась выше 60 км/ч). Для просторного автомобиля с тремя людьми на борту - это фантастический результат. А одному из сноровистых коллег - владельцу предыдущего Prius удалось и вовсе обойтись 2,2 л. Отечественные автолюбители с удовольствием примут такой автомобиль. Однако пока в российских условиях Prius на износ никто не тестировал.
Главный вопрос, который интересовал меня во время теста, каков же ресурс батареи? Инженеры Toyota успокоили: все будет зависеть от характера эксплуатации, но в принципе батарея рассчитана на жизненный цикл автомобиля (за границей это около 8-12 лет или 300 тыс. км пробега). При низких температурах (до -10) эффективность батареи снижается, а расход топлива повышается из-за необходимости обогрева салона примерно на 30-40%.
Похоже, что Prius - воплощение мечты автолюбителя-рационалиста. Он комфортен, просторен, вместителен и при этом имеет мизерный расход топлива. Неужели идеал? Предложите нам цену в $22 тыс. долларов как в Америке, и выстроится очередь от Москвы до Владивостока! Но наш рынок для Prius и гибридов этого сегмента пока считается "холодным", поэтому позиционировать машину решено как высокотехнологичный гаджет для продвинутых пользователей. Продажи стартуют в октябре, но цена вряд ли будет ниже, чем на Camry.
Текст: Владимир Палкин.