Опубликовано 21 июля 2020, 18:30

Машина почти новая, а коробка передач воет: в чём подвох

Автомобили с механической коробкой передач в России по-прежнему пользуются стабильным спросом. Несмотря на дешевизну и простоту конструкции, такая трансмиссия после покупки автомобиля нередко проявляет себя не лучшим образом: внезапно или сразу после выезда из салона она начинает нудно выть. Почему? Объясняем на пальцах.
depositphotos

Казалось бы, шуметь коробка передач, тем более на новых автомобилях, не должна в принципе. Но посторонние звуки, исходящие от агрегата при движении, нередко – норма. Лучше других водителей знают о проблеме обладатели российских «Лад», а также хозяева иномарок начального ценового уровня. На поведении машины данные шумы никак не сказываются: автомобиль прекрасно ускоряется, замедляется и ни в чём проблем не доставляет. Казалось бы, езди и радуйся! И всё же, проблемы, очевидно, есть.

Внутри любой механической коробки передач, напомним, расположены два или три вала с набором шестерён. Именно с помощью различного сочетания последних задаётся скорость вращения вторичного (ведомого) вала, а следом – и самих колёс автомобиля через главную передачу и дифференциал. Совмещая между собой шестерни в различном сочетании, водитель получает разное передаточное отношение. Как раз в шестерёнках и валах и кроется основной источник проблем.

Машина почти новая, а коробка передач воет: в чём подвох

По-настоящему классная «механика», грамотно спроектированная и собранная из отменных комплектующих, выть может по одной-единственной причине – из-за чрезмерного износа. Ни о каком гуле и завываниях при разгоне, торможении трансмиссией и тем более равномерном движении речи быть не может. А вот про агрегаты из разряда автомобильного барахла сказать этого, к сожалению, уже нельзя.

Таинственные воющие звуки, к примеру, прекрасно знакомы обладателям переднеприводных «Лад». Природа этих звуков до безобразия банальна: производитель комплектующих не может обеспечить подобающего качества обработки шестерён и главной пары. При вращении шестерён неровности в точках соприкосновения вызывают характерный гул, который меняет тональность в зависимости от выбранной передачи, скорости и характера движения.

Машина почти новая, а коробка передач воет: в чём подвох

© depositphotos

Некачественные шестерни, - не единственная причина нудного гула. Немалый вклад в него вносят столь же некачественные или изношенные подшипники валов. При увеличении люфтов в подшипниках меняют положение и сами шестерни передач, изменяется пятно контакта. На проблему с подшипниками указывает характер воя: при интенсивном ускорении или замедлении на выбранной передаче звук изменяется.

С одной стороны, такого рода звуки – всего лишь напоминание о том, что у вас есть «механика» и что она работает. С другой, одолеть эту проблему в ряде случаев невозможно в принципе. Посудите сами: чтобы победить вой, нужно снять коробку передач, разобрать, выявить проблемные компоненты, порождающие неприятный звук, заменить их на новые, заведомо более качественные, и всё собрать обратно. Такая операция выливается в астрономическую сумму, но не даёт никаких гарантий. В случае с тольяттинской продукцией, с большой вероятностью, это не даст ровным счётом ничего. Ещё один вариант – замена агрегата на новый целиком. Это решение ничем не лучше.

В отдельных случаях причиной гула в коробке передач становится масляное голодание (например, если уровень изначально был ниже нормы или если масло вытекло). Долив масло до нужного уровня, вы, проблему, опять же, не решите: из-за масляного голода шестерни и подшипники активно изнашиваются, что точно так же приводит к увеличению зазоров, а значит, к гулу.

Машина почти новая, а коробка передач воет: в чём подвох

© depositphotos

Уменьшить уровень шума в проблемной трансмиссии можно, повысив вязкость трансмиссионного масла. Но и в таком методе решения проблемы кроется подвох: густое масло будет мешать включать передачи, особенно зимой, при отрицательных температурах. Вы просто раньше времени убьёте синхронизаторы и будете мучиться со включением передач.

Иными словами, стопроцентно победить гул в механической коробке можно, пожалуй, единственным способом, - сменив машину на более добротную и качественную. Обивать пороги дилеров в надежде на чудесное исцеление бессмысленно – отказать в ремонте и замене агрегата по гарантии у них есть полое право, ведь децибелы от коробки во время движения никто замерять не будет, никаких норм шумности трансмиссии нигде не прописано.

Автомобильные новости