Машина-мечта: 5 фактов о Toyota MR2
Японский Ferrari для бедных, который готов доставить искушенному водителю море удовольствияОн вам не «американец»!
MR2 первого поколения (W10) появился в 1984 году и с сотни шагов мог сойти за Pontiac Fiero. Между ними действительно есть нечто общее: короткие поджарые кузова, схожие очертания. Разве что «Тойота» более граненная. Но главный объединяющий фактор — это среднемоторная компоновка. Правда, без принципиальных различий не обошлось.
На «Понтиак» поперечно ставилась 2,5-литровая «четверка» и V6 объемом 2,8 литра. Тем временем не страдавшая гигантоманией Toyota обходилась двухвальным «один и шесть» 4A-GE мощностью до 130 л.с. Бодрый моторчик вкупе с массой едва за тонну позволял набирать 100 км/ч менее чем за девять секунд на зависть четырехкотловому Fiero.
Наддув решает
Через несколько лет после запуска новинки жить любителям драйверских машин стало еще веселее: дебютировала заряженная компрессорным 1,6-литровым 4A-GZE модификация.
Живчик с гордыми надписями «Super Charger» на кузове развивал 147 л.с., весил 1131 кг и на разгон тратил 6,5–7 секунд. Чрезвычайно хорошие показатели для середины восьмидесятых, когда восьмицилиндровые американские «кувалды» выдавали лишь немногим больше и демонстрировали сопоставимую динамику.
Заслуги перед армией энтузиастов по достоинству оценила пресса. Так, например, авторитетные американские издания Car and Driver и Road & Track включили MR2 в ежегодную десятку лучших.
Motor Trend присудил ему титул «Импортный автомобиль года», а австралийцы из Wheels назвали Toyota своим любимым спорткаром.
Новое слово с прежним смыслом
Появившийся в 1989 году второй MR2 (W20) сохранил среднемоторную компоновку, но существенно отличался от предшественника изящным обтекаемым и более крупным кузовом. Длина выросла с 3950 мм до 4171 мм. Колесная база — 2400 мм против 2319 мм. Ширина раздалась с 1666 мм до 1699 мм. Высота не изменилась (1234 мм). Машина прибавила в весе и потому остро нуждалась в более современных и мощных агрегатах. Базовые версии комплектовались 2,0-литровым атмосферником 3S-GE и 5S-FE объемом 2,5 литра. Топовые GT и GT-S — турбонаддувным двухлитровым 3S-GTE, который в первую очередь известен по ралли-кару Celica GT-Four и быстрому «сараю» Caldina GT-T.
Первоначально самый мощный MR2 развивал 221 л.с. и шел ноздря в ноздрю с Ferrari 348tb. На тестах японского издания Best Motoring в 1991 году «Тойота» уступила ему считанные доли секунды на дистанции в четверть мили. Схватка на гоночной трассе заканчивалась разгромом не только «триста сорок восьмой», но и легендарной двенадцатицилиндровой Testarossa. Изощренные Honda NSX и Nissan Skyline GT-R оказывались быстрее.
После модернизации 1994 года отдача скакнула до 245 л.с., достаточных для доминирования над более мощными спорткарами. Кстати, эти цифры далеко не предел для 3S-GTE, известного своим потенциалом для тюнинга. Внутрияпонские турбоверсии после апдейта стандартно оснащались блокируемым вискомуфтой дифференциалом.
Интересно, что MR2 выезжал не только на наддуве. В рамках финального пятого апгрейда для последних лет выпуска (1998–1999-го) конструкторы приготовили «крутильный» 2,0-литровый атмосферник с системой изменения фаз газораспределения VVT-i (200 л.с. при 7000 об/мин).
Желающим приобрести MR2 придется выбирать между купе и таргой. Шансы найти кабриолет (1996–1999 годов) с мягким складным верхом исчезающе малы: герой вечерних бульваров выпущен в количестве всего лишь 91 экземпляра.
В большинстве случаев у них безнаддувный двигатель, автоматическая коробка передач и, как правило, серебристый окрас Lucerne Silver.
Возвращение к истокам
Нередко автомобили в процессе эволюции становятся больше, мощнее и тяжелее, но в случае с «Тойотой» произошло все наоборот. После шедеврального W20 компания пересмотрела концепцию: модель третьего поколения (W30) обернулась крошечным родстером длиной 3886 мм и массой менее тонны.
В Японии она даже сменил название на MR-S, словно пытаясь откреститься от собственного прошлого и начать историю с чистого листа.
Быть может, стремление разорвать ассоциативные связи с W20 объяснялось тем, что по боезапасу новинка категорически уступала восхитительному «Ferrari для бедных» и потому могла разочаровать тех, кто ожидал получить нечто большее, чем прежде?
Покупателям приходилось довольствоваться лишь 1,8-литровым атмосферным 1ZZ-FED (140 л.с.) с фазовращателем на впускном распредвалу. Не самые головокружительные показатели, но легкость делала свое дело: в спринте до сотни MR-S способна выехать из семи секунд и дарит радость от управления легким и податливым шасси. Тот самый случай, когда цифры на бумаге и победа в светофорных гонках мало что решает.