Мамонты автопрома: почему вымирают рамные внедорожники
Для начала напомним, что такое рамная машина. У такого рода автомобилей всё шасси (включая двигатель, трансмиссию, подвеску и так далее) собрано на раме, а кузов просто прикручен к ней сверху.
Автомобильная индустрия в последние годы сделала гигантский шаг вперёд: в конструкции машин начали активно применять высокопрочные сплавы, позволяющие не только в разы повышать жёсткость кузова, но и одновременно снижать вес. Во многом именно это обстоятельство предопределило судьбу рамных легковушек – через несколько лет такие авто можно будет встретить разве что на развивающихся рынках да в странах с действительно экстремальными условиями эксплуатации.
В самой по себе раме нет ничего плохого, особенно если речь идёт о грузовиках. Такая конструкция позволяет создавать недорогие и практичные машины с повышенной грузоподъёмностью и возможностью передвигаться в условиях жёсткого бездорожья. Именно рама помогает сохранять подвеске большую артикуляцию, она же обеспечивает внушительный дорожный просвет. Однако многочисленные минусы этой конструкции перекрывают практически все преимущества - за исключением цены.
Начнём с того, что все рамные автомобили обладают неоправданно большой массой. Одна только рама тянет на пару-тройку сотен килограммов. Аналогичная по размеру машина с несущим кузовом всегда весит ощутимо меньше. Она априори получает массу преимуществ. Небольшой вес – это лучшая проходимость, динамика и меньший расход топлива. В отличие от рамника, авто с несущим кузовом куда менее охотно проваливается на нестабильном покрытии и без особых проблем проскакивает там, где архаичные неповоротливые рамные мамонты погружаются в трясину по нижние кромки дверей.
Чем больше масса автомобиля, тем больше энергии ему нужно потратить на преодоление единицы расстояния. Всё это выливается в дополнительные сотни и даже тысячи литров бесполезно сожжённого топлива. Экологи владельцев рамной техники недолюбливают неспроста. О динамике в случае с рамными машинами говорить в принципе не приходится – для её обеспечения нужно ещё больше топлива и моторы чудовищного объёма, что, в свою очередь, повышает вес. Замкнутый круг.
Нелестных слов заслуживает и управляемость рамных мамонтов. Автомобиль с несущим кузовом всегда рулится понятнее и чётче. Он обладает меньшей инерцией, его легче останавливают тормоза. Для снижения вибронагрузки кузова рамных машин, как правило, крепятся не жёстко, а через специальные демпферы. В результате конструкция получается "жидкой" – основательной монолитности, присущей авто с несущим кузовом, здесь нет и в помине. Жёсткий кузов, - это основа связи между передней и задней подвесками и качественной обратной связи, а также высокого комфорта во время движения. Единственное, что хоть как-то может реабилитировать раму в плане комфорта, - это дорогая и ненадёжная пневмоподвеска.
Наконец, не стоит забывать и о пассивной безопасности, которая сегодня действительно важна. Создать на раме программируемые зоны деформации весьма непросто: для этого нужно рассчитывать её в связке с самим кузовом. Однако кузов крепится к раме через эластичные подушки, поэтому сминается нередко по непредсказуемому сценарию. А чаще – просто слетает с рамы, что гарантированно приводит к фатальным последствиям. Запрограммировать траекторию смещения двигателя при фронтальном ударе на рамной машине также крайне сложно. Вот почему подвести рамники под жёсткие современные нормы безопасности почти невозможно.
Долговечность рамной техники – не более чем миф. Даже при небольшом ДТП рама автомобиля обычно загибается так, что требует полной замены. Сама она довольно быстро прогнивает до дыр, несмотря на все защитные покрытия и ухищрения. Впрочем, встречается и другой вариант: сначала до дыр прогнивает кузов – в местах крепления к раме. Реальный срок службы таких машин оказывается не больше, чем у более технологичных собратьев с несущим кузовом.
Ещё один немаловажный нюанс заключается в том, что рама съедает полезный объём салона автомобиля. При идентичных габаритах автомобиль с несущим кузовом всегда будет заметно просторнее рамного: в нём больше не только салон, но и багажник.
Но и это ещё не всё. Рама в России – номерной агрегат, а значит, за его сохранностью придётся постоянно и пристально следить. Повреждение номера или замена рамы сулят немалые проблемы и значительные финансовые траты.
Словом, рассматривать всерьёз покупку рамного автомобиля сейчас – удел отчаянных тюнеров да матёрых джиперов. И уж если вы всё-таки не видите своей жизни без такого рода автомобиля, рекомендуем присмотреться к моделям с рамой интегрированного типа. Она физически неотделима от кузова и просто к нему приварена. Зато у автомобиля с интегрированной рамой уже есть полноценные лонжероны, повышающие пассивную безопасность. Недюжинные вездеходные качества, разумеется, сохранены.