Опубликовано 29 июля 2016, 16:15

Малотиражная и невозрождённая: история создания Оки

Компактные, функциональные и недорогие машины в любое время и в любом месте непременно приходились впору, находя всё больше сфер, где они были просто незаменимы. Существовал такой автомобиль и в СССР.

Малолитражный автомобиль как явление всегда был не столько расширением модельного ряда, сколько необходимостью: компактные, функциональные и недорогие машины в любое время и в любом месте непременно приходились впору, находя всё больше сфер, где они были просто незаменимы. Существовал такой и в СССР — причём появившись именно по сугубо функциональному запросу, он влился в автомобильную жизнь страны, став полноправным её участником. Правда, участвовал в этой жизни он до обидного недолго.

В Советском Союзе автомобиль был не столько средством передвижения, сколько очевидной роскошью. Во-первых, скопить шесть-семь тысяч рублей при зарплате в 120-150 «деревянных» можно было только «семейным подрядом» — то есть откладывая с каждой «получки» доход одного из работающих членов семьи. Во-вторых, даже при наличии заветных денежных знаков купить машину «просто так» было нереально — приходилось сначала отстоять пять-шесть лет в очереди либо обладать какими-то привилегиями за особые заслуги и достижения перед Родиной. Было и «в-третьих»: Жигули и Москвичи не были доступными ещё и по той причине, что изначально не задумывались, как «бюджетные» и стоили свыше 5 000 рублей даже до знаменитого подорожания 1979 года, после которого «входной билет» для приобретения Жигулей подорожал до семи тысяч. Единственным представителем советского «лоукоста» мог считаться Запорожец, но он был слишком примитивным, убогим и тарахтящим, чтобы являться альтернативой полноценным автомобилям ВАЗ или АЗЛК.

Малотиражная и невозрождённая: история создания Оки

А ведь по-настоящему массовый автомобиль обязан быть простым и дешёвым! Эту нехитрую аксиому в послевоенные годы в разных странах мира подтвердили Volkswagen Kafer, Renault 4, Citroen 2CV, Austin Mini, Trabant, и т.д. В СССР условно на эту роль претендовал лишь упомянутый «Запор», но и он к началу восьмидесятых годов XX века был уже «не торт» — с претензией на более габаритный кузов Запорожцы 966-й и 968-й моделей утратили ту харизматичную притягательность, которой обладал культовый сегодня «горбатый» модели ЗАЗ-965.

Читать далее на сайте kolesa.ru

Автомобильные новости