Очень немногие автовладельцы сами рискуют оформлять документы на страховку при таких незначительных авариях, когда не обязательно вызывать автоинспекторов. Потому на любую мелочь вызывают ГИБДД, создавая на дорогах пробки. И все это ради того, чтобы не получить отказ от страховщиков. Начальник УГИБДД по Московской области Сергей Сергеев предлагает увеличить лимит ущерба при ДТП без пострадавших для возможности самостоятельного оформления документов - с 25 тысяч рублей хотя бы до 100 тысяч. В первую очередь ГИБДД выезжает на аварии, где пострадали люди. Поэтому время ожидания для мелких ДТП бывает несколько часов. Однако очень немногие автовладельцы сами рискуют оформлять документы на страховку при таких незначительных авариях, когда не обязательно вызывать автоинспекторов. Потому на любую мелочь вызывают ГИБДД, создавая на дорогах пробки. И все это ради того, чтобы не получить отказ от страховщиков. Генерал Сергеев приводит цифры. В день в Московской области происходит от 500 до тысячи аварий. Из них большой процент - мелкие столкновения с минимальным ущербом: царапины и легкие вмятины. Они происходят, как правило, в многочисленных пробках на минимальной скорости и, естественно, к ранениям или же большому ущербу не приводят. Напомним, что поправки в знаменитый закон N40 об ОСАГО, где был легализован упрощенный порядок оформления мелких ДТП, должны были разгрузить работу ГАИ, ускорить разбор заторов на месте аварий и облегчить жизнь автомобилистам. Обрадованные автомобилисты поначалу поверили новшеству и стали сами составлять протоколы на местах. Но практика показала, что тут же у автовладельцев возникли проблемы со страховкой. По мнению большинства автомобилистов, да и по мнению большинства сотрудников ГИБДД произошло следующее: Страховые компании не заинтересованы в выплате денег. Столкнувшись с "самодельными" протоколами, они восприняли их как еще один аргумент отказывать в выплатах или максимально затянуть дело. Пострадавших в ДТП стали гонять либо в ГАИ, либо по экспертизам. Уловок у страховщиков оказалось достаточно. Например, их собственные эксперты могут насчитать ущерб на 26 тысяч рублей, что превышает лимит по мелким ДТП. Могут отправить потерпевшего для оформления страхового случая к молоденькой девочке, которая "строя дурочку", отказывается принять документы без справки из ГАИ формы 748. Но и получив справку, страховщики требуют на ней печать ГИБДД, хотя на бланке 748-й формы даже место для печати отсутствует, ее не требуется ставить ни по закону, ни по ведомственным приказам. Подполковник Волнухин убежден, что вокруг оформления мелких аварий идет настоящая битва. Как правило, в ГАИ идут навстречу измученным автолюбителям и в нарушение приказа ставят на справках об аварии формы 748 печати, где придется. А вот о самописных протоколах пришлось практически забыть, пострадавшие даже в случае самых мелких аварий стали вызывать ГАИ. В результате, как говорит генерал Сергеев, и возникают длительные пробки из-за помех на дорогах от аварийных авто. Потерпевшие предпочитают сколь угодно долго ждать инспектора, лишь бы в дальнейшем лишить страховщиков даже минимальной зацепки для отказа. Сейчас за смену на каждого из подмосковных инспекторов приходится от пяти до семи оформлений ДТП. Это съедает 60-70 процентов рабочего времени. На оформление одного протокола уходит от сорока минут до часа. Заниматься регулированием движения и другими служебными делами им иногда совершенно некогда. Между тем, в западных странах отсутствие дорожной полиции на месте мелких ДТП давно уже норма. У нас упрощенный порядок составления так называемых европротоколов можно было бы организовать при участии страховых комиссаров. Закон позволяет ввести специальный институт комиссаров. Сейчас некоторые страховые агентства в виде VIP-услуги включают в список услуг по КАСКО выезд на место собственных инспекторов. К сожалению, это пока единичные случаи. По мнению генерала Сергеева, поднятие "лимита ответственности" по мелким авариям с 25 тысяч рублей до 100 тысяч или хотя бы до пятидесяти и введение института страховых комиссаров позволило бы значительно разгрузить дороги, снизить число пробок и облегчить жизнь автовладельцев.