Опубликовано 15 декабря 2023, 21:01
3 мин.

Куда пропали двигатели V4

Если уменьшенные четырёхцилиндровые двигатели в моде, то где же V4?
Почему двигатели V4 больше не устанавливают в автомобили. Силовые агрегаты конфигурации V4 интересный и неординарный игрок в автомобильной промышленности. Он не так распространён, как другие «четвёрки» — рядные или плоские. Однако V4 занимает отдельное место в истории автомобилестроения, Например, он даже рассматривался для оригинального среднемоторного концепта Ford Mustang. Особый тип двигателя сочетает в себе компактный дизайн с интригующими характеристиками.
Porsche 919 Hybrid
Porsche

История V4

Одним из самых ранних примеров применения V4 был заднемоторный автомобиль Mors 1898 года, созданный во Франции. Новаторский двигатель отличался снижением вибрации, что было ключевым преимуществом в то время. Однако автомобильная техника быстро развивалась, и к 1901 году V4 был заменён более традиционным рядным четырёхцилиндровым двигателем.

На Гран-при Франции 1907 года автомобиль, представленный Дж. Уолтером Кристи, был оснащён огромным V4 объёмом 19 891 куб. см. Он устанавливался поперечно и приводил в движение передние колёса. Автомобиль сошёл с дистанции в самом начале гонки, но позже он установил рекорд скорости в 164 км/ч, что стало примером потенциала двигателей V4 в высокопроизводительных машинах.

Первым серийным автомобилем с V4 стал Lancia Lambda 1922 года. Двигатель получил узкоугольную конструкцию, а головка и блок цилиндров были выполнены из алюминия. Именно этим V4 опережал своё время. Lancia продолжала выпускать двигатель до 1976 года, а затем заменила их на плоские «четвёрки».

В середине 20 века V4 устанавливали в небольшие автомобили благодаря их компактным размерам. Этот двигатель нечасто встречается в современном автомобильном мире, но за годы своего существования был использован в нескольких примечательных автомобилях. Двигатель Taunus V4 устанавливался на Ford Capri, Taunus и Transit в 60-80 гг.. Двухместный спортивный автомобиль Saab Sonett III был оснащён продольно расположенным V4. Этот двигатель способствовал спортивным характеристикам модели и был ключевой особенностью автомобиля 70-х гг. Porsche 919 Hybrid, который выпускался с 2014 по 2017 гг. использовался 2,0-литровый V4 с турбонаддувом. Он был установлен посередине, что способствовало впечатляющим результатам автомобиля в гонках на выносливость и подчеркнуло потенциал двигателей V4 в высокотехнологичных, высокопроизводительных автомобилях.

Несмотря на инновационную конструкцию, V4 начал терять свои позиции из-за сложного процесса производства и растущей популярности более простых и экономичных двигателей. Однако V4 не исчез полностью. Он нашёл нишевое применение, где его специфические преимущества были неоценимы, например, он часто встречается в мотоциклах.

Saab Sonett III

Saab Sonett III

© Saab

Преимущества V4

Компактная конструкция V4 — самое главное, за что двигатель полюбился производителям. V-образная конфигурация цилиндров значительно уменьшает длину двигателя, что делает его идеальным для автомобилей с ограниченным подкапотным пространством. Это преимущество особенно заметно по сравнению с рядными «четвёрками» с линейной конфигурацией, которые требуют больше места.

Ещё одним важным преимуществом стала сбалансированность и низкий уровень вибрации. V-образная форма двигателя естественным образом уравновешивает силы, что приводит к значительному снижению вибрации. Эта особенность делает езду более плавной, что особенно заметно на высоких оборотах.

Что касается мощности и эффективности, то V4 не стоит недооценивать. Современные рядные четырёхцилиндровые двигатели известны своей топливной экономичностью и широким диапазоном мощности. Однако хорошо настроенный двигатель V4 может конкурировать с ними. Это особенно актуально для мотоциклов и автомобилей, где уникальные характеристики V4 идеально подходят.

Ford Capri

Ford Capri

© Ford

Недостатки V4

Несмотря на свои уникальные преимущества, двигатели V4 имеют и ряд недостатков, которые повлияли на их ограниченное применение в автомобильной промышленности.

Главное — это сложность производства. V-образное расположение требует более сложной конструкции и процесса сборки, а также большего количества деталей и дополнительного веса из-за двух головок цилиндров и двух выпускных коллекторов. Эта сложность не только увеличивает производственные затраты, но и влияет на возможность массового производства, делая их менее жизнеспособными для широкого использования в автомобилях.

Обслуживание двигателя V4 более сложное и дорогое, чем обычных конфигураций. Особая компоновка делает некоторые компоненты менее доступными, что усложняет ремонт.

Отсутствие спроса на двигатели V4 на автомобильном рынке можно объяснить в основном предпочтениями автомобилистов и практическими соображениями. Более доступные и менее сложные рядные четырёхцилиндровые двигатели стали выбором по умолчанию для большинства.

Автомобильные новости