Концерну Honda motor исполнилось 65 лет
Концерну Honda motor исполнилось 65 лет. Основанная 24 сентября 1948 года фирма вошла в первую десятку мирового автопрома, удерживает лидерство в производстве мотоциклов на планете и не устает удивлять инновационными разработками. «РГ» представляет несколько любопытных фактов из жизни компании Honda и ее основателя.
От мала до велика
Соичиро Хонда был первенцем в очень бедной семье, жившей в аграрной провинции Хамаматсу. Его отец занимался ремонтом велосипедов и сын стал помогать ему, поскольку с детства испытывал непреодолимую тягу к технике. Вот как Хонда описывает впечатление от первой встречи с автомобилем: «Забыв обо всем на свете, я бежал за машиной... Я был глубоко взволнован... Я думаю, что именно тогда, хотя я был совсем маленьким, у меня родилась идея, что когда-нибудь я сделаю машину сам».
В 15 лет Соичиро уехал в Токио и устроился работать учеником механика на станции техобслуживания — так хотелось ему познать устройство автомобиля. Правда, первые полгода Хонде пришлось работать нянькой для сына хозяина автосервиса.
Властелин колец
В 1928 году Хонда открыл свою первую мастерскую и получил патент на первое изобретение: он придумал заменить деревянные спицы в колесах мотоциклов на литые металлические. Изобретения Хонды в дальнейшем принесли ему славу человека, умеющего найти простой выход из сложных проблем. В 1938 году он занялся производством поршневых колец, которые тогда ценились на вес золота. Однако поначалу изделия созданной им компании Тokai Seiki Heavy Industry поначалу годились лишь в металлолом.
Имевший восемь классов образования и признававший только практику Соичиро Хонда (он говорил, если бы теория имела смысл, все школьные учителя были бы изобретателями), скрепя сердце, обратился к профессору технологического института Такаси Тосиро. Тот сразу решил проблему, предложив использовать при литье кремниевые добавки. Впечатленный Соичиро поступил в институт на заочное отделение и во время Второй мировой войны его предприятие обеспечивало поршневыми кольцами «Тойоту», а также авиа- и судостроительные компании.
В 1945 году американцы разбомбили Тokai Seiki, а землетрясение окончательно разрушило завод. Хонда продал свое дело «Тойоте» за 450 тысяч иен и 10000 из них потратил на покупку цистерны медицинского спирта, которую поставил у себя во дворе. Он заявил, что собирается отдохнуть и действительно целый год угощал приятелей самодельным виски, играя на шакуначи (японская дудка).
Хелло, мото
В 1946 году Соичиро Хонда не смог достать бензина для своей машины. Тогда он взял маленький двигатель от генератора — они в изобилии остались от американских военных, — приделал его к велосипеду, заправил керосином и стал ездить на мопеде. Затем он стал пристраивать моторчики к великам по просьбе друзей. Выполнив с десяток таких заказов, Хонда предположил, что рынок таких машин может быть намного шире. И основал в 1948 году компанию Honda motor.
Первый серийный мопед от Хонды назывался D — от dream, мечта. В 1958 году, когда Honda motor стала крупнейшем производителем мотоциклов в Японии, на рынке США появилась модель Super Cub с уникальной подножкой, очаровавшей женщин и подростков. Премьера сопровождалась мощной рекламной кампанией под лозунгом «Лучшие люди ездят на мотоцикле Honda». Кампания обошлась в пять миллионов долларов, но произвела переворот в общественном сознании. Привитый Harley-Davidson имидж мотоцикла как атрибута «крутого парня» в черной кожаной куртке сменился образом веселого средства передвижения для всей семьи. Honda растерла в пыль и Harley, и итальянских производителей мотоциклов. К 1968 году компания держала в руках 60 процентов мирового рынка.
Кто рискует, тот выигрывает
Соичиро Хонда был азартным человеком, любившим риск и адреналиновые развлечения. В 1936 году он едва не погиб, участвуя в автогонках: ехавший с невероятной по тем временам скоростью 120 километров в час болид Хонды столкнулся с машиной, выезжавшей с заправки. Хонда пролежал без сознания двое суток, установленный им рекорд скорости не был побит до 1956 года. Много позже, пилотируя собственный вертолет, 60-летний президент Honda motor так напугал своих пассажиров, что был вынужден нанять пилота — никто не хотел с ним летать. До глубокой старости Соичиро Хонда лично испытывал каждый новый автомобиль компании.
Полную информацию о ценах, комплектациях и дополнительном оборудовании модельного ряда Honda смотрите в каталоге.
Рисковал он и в бизнесе. В 1962 годах Honda motor начала выпуск автомобилей, несмотря на предупреждение министерства промышленности Японии о том, что стране не нужен еще один автопроизводитель. Несколькими годами позже, когда Honda готовилась к выходу на автомобильный рынок США, ее главный конкурент на моторынке, Yamaha решил сыграть на этом. «Ямаховцы» разработали новые модели и резко снизили цены, зная, что в «Хонде» слишком заняты автомобилями, чтобы ответить. Но они недооценили Соичиро — Honda ответила моментально, и, отложив автомобильные дела, в течение года выпускала по новому мотоциклу каждую неделю. Это была борьба не на жизнь, а на смерть. В результате Yamaha не выдержала и сменила руководство компании.
Волшебные моторы
Выход «Хонды» на международный рынок совпал с двумя чрезвычайно неблагоприятными для автопроизводителей событиями: в 1970 году в США был принят Clean Air Act — закон, ограничивающий выхлопы в атмосферу, в 1973 году разразился нефтяной кризис и цены на бензин взлетели до небес.
На неприятности Honda ответила двигателем CVCC — он использовал вихревые камеры сгорания, потреблял мало топлива, а его выхлоп был намного чище многолитровых американских моторов. Первый Civic, с которого Honda завоевание американского рынка, был признан единственным на тот момент автомобилем, полностью соответствующим Clean Air Act. Другим автопроизводителям пришлось устанавливать дорогие каталитические конвекторы, чтобы соответствовать жестким экологическим требованиям.
В 80-х годах был разработан двигатель VTEC, изменяющий фазы газораспределения в зависимости от загрузки двигателя: на низких оборотах клапаны лишь приоткрываются, значительно экономя топливо и снижая вредные выбросы. В середине 2000 года инженеры компании создали мотор i-VTEC: еще более экономный, меньшего размера и гораздо более тихий в работе. Этими двигателями теперь оснащаются все автомобили и мотоциклы компании.
Робот Asimo
В 2000 году Honda представила андроид Asimo, умеющий ходить по лестнице, общаться с людьми и пользоваться интернетом. Согласно неофициальной версии, свое имя Asimo получил в честь Айзека Азимова, автора «Трех законов робототехники».
50-килограммовый андроид способен распознавать одновременно три речевых потока, понимать жесты и узнавать людей. Подключенный к локальной сети робот может выполнять обязанности дворецкого: говорить с посетителями через домофон и докладывать хозяину, кто пришел. Получив команду впустить гостя, Asimo сумеет открыть дверь и проводить посетителя до нужного места. Выпущено 100 роботов, стоимость каждого около миллиона долларов. Asimo нельзя купить — это отказываются понимать присутствующие на демонстрациях арабские шейхи, — но можно взять в аренду за 14 тысяч долларов в месяц.
Экзоскелет и Hondajet
В начале XXI века Honda начала выпуск экзоскелетов, призванных облегчить передвижение пожилым и больным людям. Устройство весом 2,6 килограмма крепится на поясе и к бедрам, оно оснащено множеством сенсоров. «Датчики улучшают симметрию и позволяют точно определить время подъема каждой ноги с поверхности для продвижения человека вперед без особых усилий», — поясняют инженеры компании.
3 декабря 2003 года компания представила Hondajet, реактивный самолет бизнес-класса.
Это первый в Японии самолет, полностью разработанный и изготовленный частной фирмой без поддержки государства. Два его двигателя расположены на пилонах над крыльями. Такая компоновка позволяет снизить уровень шума и вероятность попадания в воздухозаборники посторонних предметов с взлетно-посадочной полосы.
Scriptio: Антон Валагин.