Код семьи
Да-да, именно минивэн предлагает почти все, что необходимо современной семье - просторный салон, большой багажник и при этом достойные ходовые качества. Конечно, автомобили с таким типом кузова не являются лидерами продаж, ведь минивэн - вещь недешевая. Так что к выбору стоит подойти максимально вдумчиво.
Важен ли дизайн? Пожалуй. Если автомобиль некрасив, то остальные, даже выдающиеся, потребительские качества могут отойти на второй план. Но в нашей троице таких нет, спасибо дизайнерам.
Впрочем, среди красавцев тоже могут быть выделяющиеся. Мы имеем в виду Citroen C4 Grand Picasso. Сказать, что он великолепен - не сказать почти ничего. Четкие линии кузова, грамотные пропорции… Нет, не надо слов, глядя на него, нужно просто наслаждаться. Интересно, а сам Пабло Руис Пикассо смог бы такое нарисовать? Кто знает…
На фоне "француза" Ford и Mazda несколько теряются. Не потому, что хуже, нет, они просто другие. "Кинетик" Ford S-MAX выглядит, как и положено, по-спортивному стремительно. На таком "автобусе" неплохо рассекать по треку, а не семью возить. Впрочем, кто сказал, что семейному человеку должен быть чужд азарт вождения? Раз появились дети, значит, нужно плестись за троллейбусом? Нет, нет и еще раз нет! И S-MAX всем своим видом это демонстрирует.
Mazda5, конечно, и простовата, и чуть тяжеловата. После недавнего обновления она стала интереснее за счет нового дизайна бамперов и светотехники. Но все равно нет в ней ни изысканности Citroen, ни оригинальности Ford. Да и внутри скукота. Жесткий темный пластик настроения не поднимает. Разве что новые хорошо читающиеся приборы и удовлетворительная эргономика: все под рукой, за исключением кнопок управления бортовым компьютером и часами. Впрочем, похвалим и удобнейший руль. В меру толстый, он отлично лежит в руках, а функции расположенных на нем кнопок интуитивно понятны.
Ford S-MAX шикарен, как автомобиль бизнес-класса. Обилие металла и качественного пластика создают приятную атмосферу в салоне. Но это Titanium! Конечно, в комплектациях победнее все не так красиво, но можно быть уверенным, что любой S-MAX не подведет в плане эргономики.
Citroen, как всегда, нетрадиционен. Внутри не передняя панель, а прямо кокпит космолета. Первый испуг проходит, когда понимаешь, что продумано-то все неплохо. Конечно, кое-куда нужно тянуться, где-то придется пораскинуть мозгами, дабы активировать ту или иную функцию, но разобраться можно. Кстати, как и привыкнуть к фирменному рулю с неподвижной ступицей. По обилию бардачков и кармашков Grand Picasso заткнет за пояс обоих соперников. Помимо обычного перчаточного ящика в передней панели есть два вместительных отсека, а также охлаждаемый бокс - в том месте, где обычно находится рычаг КПП.
Сиденья нам больше всего понравились в Ford и Citroen. Они неплохо спрофилированы, то есть имеют должную боковую поддержку. Хороши и диапазоны регулировок. Единственная претензия к фордовским креслам - излишне жесткие. Сиденья же Mazda5 и жестковаты, и со слабой боковой поддержкой подушки.
Впрочем, кресла переднего ряда в минивэнах чаще всего такие же, как в обычных автомобилях. Отличия начинаются на втором ряду. Садиться назад удобнее всего в Mazda5, ведь здесь сдвижные двери, да еще и с электроприводом. Садиться удобно, а вот сидеть не очень: чудо-двери лишены традиционных ручек-подлокотников. Едешь, а руки девать некуда. В Ford и Citroen вход традиционный, но это не критично, поскольку задние двери большие.
А что со вторым рядом сидений? Тут есть существенные расхождения. В Mazda сзади раздельных сидений только два, правда, для третьего пассажира в центре можно установить откидное сиденье, извлекаемый из левого сиденья. Но лучше вместо этого соорудить площадку с подстаканниками и сеткой для бутылок, прячущуюся в правом. Части сидений двигаются вперед-назад и складываются в пропорции 60:40.
S-MAX и Grand Picasso предлагают сзади три полноценных сиденья, которые складываются отдельно и отдельно же двигаются вперед-назад. Но в Citroen есть важный нюанс: все три посадочных места второго ряда имеют крепления детских сидений Isofix. Это редкость, ведь на многих других автомобилях сзади можно установить только два креслица.
Для ног задних пассажиров все три минивэна предоставляют много пространства, но все же больше всего места в Ford S-MAX, затем идут Citroen и Mazda. Это неслучайно - у Ford самая большая колесная база, ведь он построен на платформе Mondeo, автомобиля среднего класса, в то время как Mazda и Citroen имеют в основе платформу гольф-класса.
Заглянем в багажник. Во всех трех автомобилях здесь можно возить не только скарб, но и пассажиров, если установить дополнительный ряд сидений. Кто туда может сесть? Крупный взрослый вряд ли, но субтильный - без особых проблем. Больше всего нам понравилась "галерка" в Mazda5, ведь здесь можно выдержать довольно продолжительную поездку. Дополнительные кресла в Citroen C4 Grand Picasso скорее детские.
Тестовый Ford S-MAX оказался лишь пятиместным, вместо третьего ряда здесь размещена сдвижная грузовая платформа. Однако по опыту знаем, что сиденья третьего ряда в S-MAX возможны, хотя они тоже скорее для детей. Взрослый на них долго не усидит.
Между тем "правовой статус" дополнительных сидений и вовсе непонятен. Они для детей? Но как в них посадить ребенка? Удерживающее кресло разместить довольно проблематично из-за узкой спинки, к тому же крепления Isofix не предусмотрены. Сажать без кресла? Тогда будут нарушены правила дорожного движения. В общем, на наш взгляд, в этих машинах третий ряд условный. Тем более что при занятых всех семи местах багаж класть уже будет почти некуда. В Mazda5 останется всего 112 л, в Grand Picasso - 208, а в Ford - 285 л. Согласитесь, что объемы просто смешные.
Но как только вы начнете складывать сиденья, объем будет возрастать. В пятиместном варианте Ford предлагает просто колоссальный багажник - 854 л, плюс ровный пол, правильную форму отсека и малую погрузочную высоту. Мечта дачника! Французский минивэн тоже имеет удобный багажник, но всего 672 л при сложенных сиденьях третьего ряда, а в Mazda - и вовсе 538 л. Если сложить оба задних ряда, то в наши минивэны можно загрузить очень много. Так, S-MAX предложит 2053 л, а Citroen - 1951 л. Mazda снова в отстающих: в двухместном варианте она готова предложить багажник объемом всего 857 л.
Так что если действительно нужен по-настоящему семиместный автомобиль, стоит обратить внимание на более крупные минивэны, например Ford Galaxy, Mitsubishi Grandis, Renault Espace или Chrysler Grand Voyager.
Какие ходовые качества должны быть присущи семейному минивэну? На наш взгляд, главное, чтобы поведение автомобиля на дороге было максимально безопасным и комфортным. Впрочем, немного искорки тоже не будет лишним.
Все три минивэна построены на платформе очень хорошо управляемых автомобилей. И все три в полной мере унаследовали характер своих "доноров".
Мы всегда хвалили хорошую управляемость Citroen C4. И большой Picasso тоже может задать жару в виражах. Малые крены и четкое рулевое управление позволяют азартно проходить повороты - с легким заносом. Если что, подстрахует строгая система стабилизации, входящая даже в базовую комплектацию Grand Picasso.
Ford S-MAX не настолько азартен в управлении, но при этом очень надежен. Реакции на руле чуть размыты, нет резкости, больше крены. Но, честное слово, упрекнуть этот минивэн в плохой управляемости язык не повернется. А уж запас курсовой устойчивости и вовсе колоссальный. Единственное, что заставляет напрягаться, так это высокая чувствительность к колейности.
Японский минивэн тоже хорош. Электрогидравлический усилитель явно настроен на динамичную езду, но уровня Citroen "пятерка" все-таки не достигает. Нет той собранности и прозрачности в поворотах.
Да, "француз" хорош, но хорош только на гладких европейских дорогах, а в России его отличная управляемость омрачается плохой плавностью хода. На мелких и крупных изъянах пассажиров ощутимо трясет, вдобавок бухают пневмобаллоны задней регулируемой подвески. Не дай бог налететь на неровности при торможении - мощнейшие удары в ходовой вам обеспечены. Конечно, отчасти виной тому 18-дюймовая низкопрофильная резина, но главную лепту все же вносит жесткая короткоходная подвеска.
По плавности хода S-MAX близок к Citroen. На ровных дорогах жесткая ходовая исключает раскачку, но при этом довольно подробно передает профиль дороги. Но все же до французского "жесткача" Ford не дотягивает.
Больше всего нам понравилась Mazda5. В этом автомобиле подвеска в меру жесткая и крупные неровности отрабатываются неплохо, а потрясывает лишь на мелочовке. Никто не станет спорить, что минивэн должен быть оснащен автоматической трансмиссией. И в этом плане интересен пример Mazda5. До недавнего рестайлинга у этого автомобиля не было "автомата", из-за чего уровень продаж был неприлично низким. Теперь же все изменилось.
Как мы выяснили, на обновленной Mazda5 стоит та же пятиступенчатая автоматическая коробка передач, что и на новой "шестерке". Но той скорострельности и четкости переключений нет и в помине, а есть задержки и ненужные рывки. Из-за этого страдают и динамические показатели. В разгоне до сотни 2,0-литровая Mazda на 0,2 с медленнее более тяжелого Citroen, который имеет двигатель того же объема. А ведь "француз" оснащен не самым современным четырехступенчатым "автоматом", тоже не блистающим быстротой работы. Так что мы рекомендовали бы выбрать Grand Picasso с шестиступенчатым "роботом". Разница в скорости работы невелика, зато налицо экономия топлива и лучшая динамика.
Что доставляет истинное удовольствие в управлении разгоном, так это тандем двигатель - коробка на Ford S-MAX. Конечно, мотор здесь больше и мощнее - все-таки 2,3 л мощностью 161 л. с. (2,0-литровая версия существует, но не имеет "автомата") и передач в коробке целых шесть. Но не только в цифрах дело. Силовой агрегат мгновенно отзывается на нажатие педали газа, а смена передач происходит быстро и без существенных рывков.
Лучше всех Ford и в плане шумоизоляции. Шум мотора прорывается в салон только на высоких оборотах. Хорошо изолированы и колесные арки. В Citroen C4 Grand Picasso двигатель еще тише, а благодаря двойным боковым стеклам мало и внешнего шума. Но вот звук шин слышен почти всегда, на любом покрытии, кроме разве что свеженького гладенького асфальта.
Плохая шумоизоляция - бич всех Mazda. "Пятерка" не исключение. Двигатель ревет, колеса шумят. Конечно, есть и более шумные машины, но, на наш взгляд, семейный автомобиль должен быть комфортным по всем показателям.
К тормозам тестируемых автомобилей особых претензий предъявлять не будем. Информативность привода хороша. Только на Mazda5 при резком торможении приходится довольно сильно жать на педаль.
Семейный минивэн - удовольствие не из дешевых. Наиболее доступной из нашей троицы является Mazda5. В минимальной комплектации Family она стоит всего 614 000 руб. Версия с 2,0-литровым двигателем обойдется в 744 000 руб., "автомат" добавит к цене 39 000 руб. Тестовый экземпляр в комплектации Touring Plus и с некоторыми опциями стоит 890 000 руб.
Его соперник по тесту, Ford S-MAX, уже подороже - 1 251 100 руб. Немало. Но богатейшая комплектация Titaniun плюс недешевые опции того стоят. Впрочем, 2,3-литровый минивэн с "автоматом" можно приобрести и за 860 700 рублей. Именно во столько обойдется базовая комплектация Core, включающая в себя минимально необходимые современные блага цивилизации.
Citroen C4 Grand Picasso несколько доступнее. В максимальной комплектации Exclusive и со многими интересными опциями типа панорамной крыши или DVD-видеосистемой с экранами в спинках передних сидений французский минивэн тянет на 1 223 500 руб. Наиболее же оптимальный Grand Picasso с автоматической трансмиссией можно купить менее чем за 900 000 руб. Неплохой выбор. Кстати, интересная деталь - для этого автомобиля запасное колесо предлагается в качестве опции.