Как продлить срок службы рулевых тяг и наконечников
Как работают рулевые тяги и наконечники
Поворачивая руль, водитель управляет рулевым механизмом, который преобразует вращательное движение в линейное. Рулевая рейка или редуктор закреплены на кузове или подрамнике намертво, колёса же упруго подвешены и могут перемещаться вверх-вниз и вперёд-назад, в зависимости от конструкции шасси. Чтобы обеспечить возможность перемещения колёс в трёх измерениях, в конструкции рулевого управления применяются шаровые шарниры.
Шаровые шарниры можно обнаружить как на рулевых тягах, так и на наконечниках рулевых тяг, крепящихся к поворотным кулакам. Конструктивно эти элементы на всех автомобилях очень похожи. С одной стороны шарнир представляет собой металлический стержень с нарезанной на нём резьбой, с другой это подпружиненный металлический шар, надёжно зафиксированный в корпусе. При вращении рулевого колеса расстояние между направляющей частью рулевого механизма и рычагом рулевого управления поворотной оси остаётся неизменным, при этом управляемые колёса и подвеска получают возможность перемещения в рамках заданных инженерами параметров.
Когда и как тяги и наконечники выходят из строя
Люфт в шарнирах рулевых тяг и наконечников недопустим. Только при его отсутствии можно обеспечить постоянное расстояние между управляемыми колёсами и хорошую управляемость автомобиля. Вышедшие из строя рулевые тяги и наконечники снижают комфорт передвижения на автомобиле и ставят под угрозу безопасность. Автомобиль начинает «подъедать» резину, громыхать на неровностях, на рулевом колесе появляется свободный ход. Происходит это по единственной причине: в шаровом шарнире возникает люфт.
Чтобы понять причину появления люфта в шаровых соединениях, нужно чуточку подробнее остановиться на устройстве тяг и наконечников.
Главные элементы в этих деталях – шаровые пальцы и полимерные вкладыши, контактирующие с шаром (вкладыши охватывают большую часть отполированного шара). Нижний сухарь поджимается к пальцу конической пружиной, что позволяет минимизировать зазор, возникающий в шарнире по мере износа. Все перечисленные детали установлены в корпус и закрыты снизу крышкой-заглушкой.
Ещё одна деталь находится в верхней части механизма. Речь идёт о пыльнике, закрывающем хвостовик. Гибкий резиновый пыльник обеспечивает возможность движения шарнира и одновременно предотвращает попадание внутрь грязи и воды. Под пыльником находится консистентная смазка, уменьшающая трение в шаровом соединении.
Шаровые шарниры в рулевых тягах и наконечниках – простые и надёжные элементы, способные работать на протяжении многих лет и десятков тысяч километров. Из строя они почти всегда выходят не по причине естественного износа: из-за потери герметичности чехла в шарнир начинает попадать вода. Она убивает тяги и наконечники почти мгновенно.
Как продлить тягам и наконечникам жизнь
Чехол и смазка – важнейшие элементы любых без исключения шаровых соединений. Именно за ними нужно пристально следить. Рулевые тяги и наконечники на машинах могут работать почти бесконечно, пока пыльники целы и под них не попадают загрязнители.
Периодическая ревизия пыльников рулевых тяг и наконечников, особенно в зимний период года, позволяет вовремя выявить проблему и устранить её самостоятельно - почти бесплатно. При обнаружении надрывов на чехлах нужно сделать всё возможное, чтобы максимально быстро их заменить. Сделать это обычно несложно. В продаже можно найти пыльники – как резиновые, так и усиленные, выполненные из полиуретана. При самостоятельной замене этих деталей затраты будут копеечными. Главное – не проморгать проблему и безотлагательно действовать. В противном случае вам светят полная замена детали и регулировка углов установки колёс – расходы абсолютно иного порядка.
Пристальное внимание при выполнении операции по замене пыльника нужно обратить на смазку шарового шарнира. В этом соединении она выполняет сразу две функции – снижает трение и защищает шарнир при попадании воды. Стойкость к воде и лояльность к резине – два важнейших свойства, которыми смазка должна обладать. На порядочность производители рулевых тяг и наконечников особо уповать не стоит. Даже если в ваших руках оказались совершенно новые запчасти, которые вы планируете установить на свой автомобиль, не поленитесь снять пыльник и заглянуть внутрь. Как правило, смазки в соединении будет чрезвычайно мало, а сам лубрикант окажется неводостойким. По возможности стоит набить дополнительную смазку под пыльник ещё до установки детали на машину.