Как погода влияет на настроение двигателя вашего автомобиля
Невероятно, но факт: на настроение двигателей внутреннего сгорания действительно влияет погода. Всё дело в воздухе, который поступает в цилиндры мотора, а именно в его качестве, температуре и давлении.
Топливовоздушная смесь горит благодаря наличию в составе воздуха, а точнее, кислорода, который входит в состав воздуха. Повлиять на качество и объёмы подачи топлива водитель может – достаточно выбрать правильную заправку и нужное октановое число, а также с нужной силой давить на гашетку. А вот с воздухом всё обстоит немного сложнее. Количество кислорода в воздухе регулирует сама природа – иногда его больше, иногда – меньше. Разбег температуры воздуха может достигать в российских условиях почти сотни градусов (летом воздух прогревается до плюс 30 и выше, зимой – на те же величины в обратную сторону). Влажность воздуха также вносит свою лепту в работу ДВС. Максимальное количество воздуха, которое может попасть в цилиндры сильно ограничено.
Описать влияние количества кислорода в топливовоздушной смеси на мощность мотора можно буквально двумя словами: чем больше кислорода попадает в цилиндры, тем выше температура горения, а значит, и отдача самого ДВС. Кислород засасывается во впускной коллектор прямо с улицы – в тех количествах, в которых он доступен. Поэтому первостепенное значение имеет масса кислорода, содержащегося в воздухе. На этот параметр, в свою очередь, влияют температура и влажность.
К примеру, при нуле градусов в одном кубометре воздуха может содержаться 1,7 кг кислорода, а при +25 – только 1,2. Разница огромна! Машина становится заметно более флегматичной. По умолчанию в воздухе содержится в среднем 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа. Если азот при повышении и понижении температуры почти никак не изменяется, то кислород - сильно расширяется и сжимается. Так, при повышении температуры воздуха с 0 до +30 градусов по Цельсию его содержание в 1 кг воздуха падает на 20%. Автомобилю, как и человеку, становится трудно дышать.
При повышении атмосферного давления содержание кислорода в воздухе возрастает, а значит, растёт и мощность мотора. Водитель чувствует, что отдача мотора увеличивается, а машина – просто летит. Этот эффект особенно заметен в горах: чем выше вы будете подниматься, тем больше сил будет терять движок, и наоборот. К примеру, на уровне моря давление составляет 760 мм ртутного столба, а на высоте 100 м - 751 мм. Если подняться до уровня 1 км, давление упадёт до 674,1 мм. Нетрудно представить, как это скажется на моторе. Каждые 100 метров высоты будут забирать около 1% мощности.
Высокая влажность уменьшает объём содержания кислорода в воздухе. В сухую погоду автомобиль будет ехать бодрее. Объясняется это просто: при повышении влажности происходит вытеснение сухого воздуха и кислорода негорючими парами воды. Это, в свою очередь, снижает отдачу мотора. Также негативное влияние оказывает увеличение соотношения горючее-сухой воздух в смеси.
Однако здесь важно учесть один момент: вода, влияющая на отдачу мотора, - это не капли дождя и не туман. Она находится в воздухе в газообразном состоянии. Обычная же вода не просто не снижает мощность, но и может её повышать: в конденсированном состоянии она иногда специально применяется для снижения детонации при большом давлении наддува. Понижение температуры увеличивает плотность воздуха, а значит – и кислорода. Движок обретает дополнительные силы. Повышение температуры поступающего в двигатель воздуха на 10° F снижает мощность примерно на 1%. Сильно влияет температура воздуха и на турбированные моторы.
Максимальное снижение мощности ДВС можно заметить, поднявшись в ясную жаркую погоду высоко в горы. Там машина будет недополучать кислород по естественным причинам, а датчики, влияющие на смесеобразование, начнут фиксировать повышенное содержание побочных продуктов горения в выхлопе и уменьшать подачу топлива в камеры сгорания в угоду экологическим нормам.
Как бы то ни было, в большинстве ситуаций при эксплуатации автомобиля влияние погоды на мощность настолько незначительно, что его едва ли заметит рядовой водитель. Скорее, потеря или увеличение мощности будут зависеть от настроения самого драйвера, нежели от настроения мотора.