Опубликовано 09 февраля 2022, 19:30
5 мин.

Как подавить бунт дальнобойщиков из «Конвоя свободы»: предложено 4 способа (и все не работают)

Канадские власти не смогли усмирить протестующих водителей. Но почему?
Движение канадских дальнобойщиков «Конвой свободы» вынудило местное правительство смягчить коронавирусные ограничения, однако на достигнутом водители и примкнувшие к движению граждане останавливаться не планируют. Акция уже перекинулась на другие континенты, в ней принимают участие жители множества стан. Как так и что вообще происходит?
Depositphotos

С чего всё началось?

В конце января 2022 года дальнобойщики в Канаде отказались выполнять требования местного правительства об обязательной вакцинации от COVID-19 или двухнедельном карантине при пересечении границы с США. Водители организовали «Конвой свободы», который почти мгновенно переродился в масштабное движение за права и свободы граждан. Сотни грузовиков заблокировали столицу Канады Оттаву и ряд других крупных городов страны, после чего аналогичные движения начали возникать повсеместно – от соседних США до Бельгии, Финляндии, Венгрии и даже Новой Зеландии. Водители координируют свою деятельность посредством соцсетей. Конечной целью европейских участников акции является блокировка столицы ЕС Брюсселя – это должно случиться 14 февраля.

Как подавить бунт дальнобойщиков из «Конвоя свободы»: предложено 4 способа (и все не работают)

© Depositphotos

Что произошло в Канаде?

После того как канадские дальнобойщики двинулись на Оттаву, местные правоохранители не смогли ничего противопоставить протестному движению. Более того, акция нашла поддержку в рядах силовиков: судя по видео, оказавшимся в Сети, машинам беспрепятственно давали проехать через организованные на дорогах блокпосты. Вскоре в Оттаве было введено чрезвычайное положение. Дальнобойщиков это не успокоило: они перекрыли мост Амбассадор, соединяющий Канаду с США, – один из самых популярных сухопутных пограничных переходов в Канаде и основной маршрут для грузовых автомобилей.

Некоторые регионы Канады уже пали под натиском протестующих: в провинции Альберта на западе и регионе Саскачеван на юге страны власти объявили о снятии разозливших дальнобойщиков антиковидных ограничений. В провинции Альберта начиная с 9 февраля полностью отменено действие сертификатов по вакцинации. С 14 февраля в регионе ношение масок переводится в добровольный формат для подростков до 14 лет, а с 1 марта – для всех жителей региона. С первого дня весны снимаются ограничения на посещение кафе и ресторанов. В Саскачеване с 14 февраля отменяется требование о предъявлении сертификата о вакцинации от коронавируса – ковид-паспорта будут не нужны. А с марта – и маски в помещениях. Правда, водителей это едва ли успокоит: они требуют гораздо большего – соблюдения прав и свобод граждан, а заодно отставки властей.

Как подавить бунт дальнобойщиков из «Конвоя свободы»: предложено 4 способа (и все не работают)

© Depositphotos

Что дальше?

Акцию протеста уже поддержали богатейший человек в мире, глава Tesla Илон Маск и экс-президент США Дональд Трамп. Широкую поддержку получили требования канадских водителей в США, Австралии, Германии и практически во всех других развитых странах. Сегодня утром французские автомобилисты выдвинулись по направлению в Париж из Ниццы, Перпиньяна и Байонны. Завтра к ним присоединятся протестующие автомобилисты из Бреста и Кемпера, а 11 числа – из Страсбурга, Лилля, Шербура и Шарлевиль-Мезьер. В пятницу колонны прибудут в Париж, а к субботе развернут в столице Франции масштабную акцию по аналогии с той, которая сейчас происходит в Оттаве.

«Граждане намерены восстановить свою свободу, свои основные права, уважение к референдуму, безусловный доступ к здравоохранению, образованию, культуре и уважение к основным ценностям нашей конституции», – говорится в манифесте французского «Конвоя свободы».

Основной сбор европейских сил «Конвоя свободы» запланирован на 14 февраля в столице ЕС Брюсселе. Требования протестующих известны, и они явно не ограничиваются отменой антиковидных ограничений.

Как подавить бунт дальнобойщиков из «Конвоя свободы»: предложено 4 способа (и все не работают)

© Depositphotos

Смогут ли власти подавить протест водителей?

Судя по тому, что власти Канады не справились с ситуацией за более чем 20 дней с момента начала протестов, нас ожидает по-настоящему интересная история с неизвестным финалом. Сейчас центр Оттавы по-прежнему забит грузовиками, а их обитатели-дальнобойщики обещают держать осаду месяцами. Полиция ссылается на то, что не обладает доставочными ресурсами на подавление протеста, но, похоже, дело немного в другом – слишком многим импонируют выдвигаемые простыми водителями требования.

Как будут бороться с дальнобойщиками?

Эксперт ВВС Сэм Кабрал предложил четыре пути, с помощью которых власти смогут одолеть протестующих.

Буксировка грузовиков

Очистить города от протестующих власти могут с помощью тяжёлых эвакуаторов. Проблема в том, что, по словам дальнобойщика Дуга Роуленда, многие владельцы этих машин не хотят вмешиваться в ситуацию как по политическим причинам, так и из практических побуждений. Эти машины – тоже грузовики, а их водители причисляют себя к участникам «Конвоя свободы». Отрасли во многом пересекаются. Есть и ещё один момент: даже крупные и средние операторы имеют в своём активе не более пяти эвакуаторов из-за колоссальной их цены (от 300 000 до 1 млн долларов). Повреждение такой техники чревато закрытием бизнеса. Чтобы отбуксировать каждый грузовик, нужен отдельный эвакуатор. Чтобы подцепить машину, требуется целый час. И это при условии, что водитель машины не оказывает сопротивления. Если дальнобойщик отказывается сотрудничать, потребуется ещё от 15 минут до получаса. В таком случае оператору придётся вручную отключать тормоза на буксируемой машине. Что будет, если водитель, к примеру, ляжет перед грузовиком? Эвакуировать его не получится в принципе.

Перекрытие каналов поставки топлива и средств

Эксперт по безопасности из Королевского университета и Королевского военного колледжа в Онтарио указал на то, что полиция Оттавы недооценила степень организованности и объём финансирования «Конвоя свободы». Протестующие собрали свыше 10 млн канадских долларов пожертвований через сервис GoFundMe. Вскоре сервис был заблокирован, но к тому моменту порядка 1 млн долларов уже попало в руки протестующих. Попытки властей максимально осложнить жизнь дальнобойщиков не привели к желаемым результатам: активные граждане стали снабжать их всем, что может потребоваться, включая еду и горючее. А главное, в грузовики перебрались даже их семьи и дети. Силовой захват грузовиков теперь – не вариант.

Ввод войск

Несмотря на то, что акцию дальнобойщиков пока нельзя назвать по-настоящему огромной, все её участники максимально мотивированы. Полицейские не в силах справиться с «осадным положением». Единственное, что могут сделать власти, – ввести войска. Но это экстраординарное решение – такое за последнее столетие в Канаде случалось всего дважды.

Переговоры с дальнобойщиками

Прекратить протесты дальнобойщиков власти могут, сев за стол переговоров. Правда, это чревато для них потерей высоких должностей. Полиция прекратить протесты едва ли сможет. По словам начальника полиции Оттавы Питера Слоли, у города нет ни возможностей, ни законодательных полномочий для такого рода действий. Объявление чрезвычайного положения в Оттаве – один из немногих законодательных инструментов, которые действительно уместны. Однако любые резкие действия в отношении дальнобойщиков могут привести к общественному взрыву – в этом случае протест почти гарантированно перестанет носить мирный характер.

quto.su с интересом продолжает следить за развитием ситуации.

Автомобильные новости