Как научить детей соблюдать ПДД: практические советы
Готовимся к 1 сентября.quto.su решил разобраться, как мы можем привить детям любовь к правилам дорожного движения.
Почему детям тяжелее соблюдать ПДД?
Из-за особенностей развития дети школьного возраста слабо подготовлены к трудностям, возникающим на дороге. Из-за этого нередко и происходят ДТП, причины которых лежат не в «плохом поведении», а в объективных факторах:
-
Из-за небольшого роста дети менее заметны для автомобилистов, а у них самих ограничен обзор по сравнению со взрослым.
-
Ноги детей короче, чем у взрослых. Им нужно больше времени для перехода на другую сторону улицы.
-
Дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают мир через призму собственного «Я». Отсюда они подсознательно делают вывод: «Если я вижу водителя, значит, он меня тоже видит».
-
Дети концентрируются хуже взрослых и проще отвлекаются. Отвлекающим фактором может послужить что угодно: от киоска с мороженым, расположенного на другой стороне дороги, до интересного автомобиля, проезжающего мимо.
-
Дети медленнее взрослых справляются с трудными ситуациями, где требуется многозадачность. Согласно исследованиям, им требуется примерно в 2,5-3 раза больше времени.
-
Лишь в возрасте примерно 10 лет человек начинает отчетливо различать «право» и «лево». Если до этого возраста ребенок путает стороны, это не отклонение, а норма!
А еще дети слышат иначе чем взрослые! И мы говорим вовсе не о ситуациях, когда мама зовет кушать суп! Все дело в том, что форма головы и лица детей также отличается от взрослой из-за другого строения черепа, наличия молочных зубов и т.д. Образно выражаясь, слух детей «направлен» ровно в ту же сторону, что и взгляд. А вот сотни различных шумов на улице для ребенка превращаются в звуковой компот, из которого ему непросто вычленить именно те звуки, которые играют для него жизненно важную роль. Неудивительно, что поведение детей в такой ситуации может стать абсолютно непредсказуемым для других участников движения.
Что делать взрослым?
В первую очередь, перестать кричать и давить на ребенка. Дети могут просто не видеть и не слышать того, что происходит на дороге. Это не их вина, а особенность возраста и физиологического развития. Тем не менее, учить безопасному поведению детей на дороге нужно. В каком возрасте начинать? Эксперты по детской психологии сходятся во мнении: чем раньше - тем лучше! И делать это нужно на практике. То есть не просто зазубрить, что нужно “посмотреть налево, а потом направо”, а показывать, как нужно себя вести.
Начните с ребенком ходить пешком. Хотя бы потому, это положительно сказывается на физическом развитии и психологическом состоянии - ученые Университета Восточной Англии в ходе масштабной работы, длившейся целых 18 лет (!) c 1991 по 2009 годы, доказали, что люди, которые добираются пешком к месту работы или учебы, отличаются лучшим психоэмоциональным состоянием и, как следствие, лучшим здоровьем.
Так что для вашего ребенка будет лучше, если до школы вы будете добираться пешком или на общественном транспорте. И постоянно ему рассказывать о правилах поведения на дороге. Ну, а если это невозможно, то есть лайфхак: можно доехать на машине поближе к школе, а затем потратить минут десять на пешую прогулку. Она не только положительно скажется на здоровье, но и позволит развить навыки правильного поведения на улицах.
Итак, вы определились, как именно ребенок будет ходить в школу. Теперь важно, чтобы ребенок научился этому сам. Как этого добиться? Этим вопросом задаются не только в России, но и в Европе. Вот какие рекомендации дает родителям Всеобщий автомобильный клуб Германии ADAC:
-
Потренируйтесь с ребенком проходить весь путь от дома до школы. Важно, чтобы ваши репетиции проходили в будний день, а не на выходных или во время каникул. Только так условия будут максимально приближены к естественным.
-
Проговорите, где на вашем пути встречаются потенциально опасные места - пешеходные переходы, светофоры, выезды со двора, арки и подворотни и т.д.
-
Одновременно с этим, не нагнетайте обстановку чрезмерно и не преувеличивайте опасность. Лучше почаще хвалите ребенка за его правильные действия и оценку ситуации.
-
При возможности выбора маршрута отдавайте предпочтение более безопасной дороге, даже если она окажется длиннее.
-
Вы уже неоднократно прошли с ребенком весь путь от дома до школы? Отлично! Теперь предложите немного поиграть и поменяться ролями. Пусть ребенок “ведет” вас в школу, а по пути - рассказывает, что нужно делать.
-
Когда вы почувствуете, что ребенок готов отправиться в “самостоятельное плавание”, предложите ему пройти весь маршрут самостоятельно, а сами при этом следите за ним, стоя на расстоянии.
Нехитрые упражнения? Вроде бы. Но именно в них у ребенка вырабатывается навык действий в повседневных ситуациях. И дети младшего школьного возраста воспринимают такое обучение очень хорошо.
Что можно сделать еще?
Итак, мы разобрались, что можно сделать в рамках одной семьи. Но путь детей в школу и обратно можно сделать еще безопаснее, если принять меры на более высоком уровне. В первую очередь, необходим закон, который бы обязывал школы выделять специальных помощников, помогающих детям переходить дорогу. Во многих странах такие помощники в светоотражающей одежде и со специальными знаками дежурят возле пешеходных переходов, ведущих в школы, и следят, чтобы водители пропускали юных участников дорожного движения.
Еще одна хорошая инициатива - так называемый “пеший автобус”. Суть его заключается в следующем: рано утром дети встречаются на определенных “остановках” и вместе идут в школу, по пути забирая детей с других остановок. Передвижение осуществляется в парах, одетых в светоотражающие жилеты. За безопасностью “автобуса” следят двое взрослых: “водитель”, находящийся впереди детской колонны, и “замыкающий”, следующий в конце группы. Впервые такая схема движения детей была опробована в конце 80-х в Японии и с тех пор распространилась по всему миру. Плюсы “пешего автобуса” очевидны: дети учатся самостоятельно идти в школу и соблюдать ПДД, ходьба положительно сказывается на здоровье, во время прогулки они общаются с друзьями, повышая когнитивные навыки и т.д. Есть и весьма интересные преимущества. Например, в районах, где работают “пешие автобусы”, обычно меньше пробок, ведь родители массово не везут своих чад на машинах. В общем, выигрывают все.
Интересно, что за 90-е идея “пешего автобуса” стала весьма популярной в развитых странах. А в 2012 году в британском Ньюмаркете был зафиксирован самый длинный “пеший автобус”, в котором приняло участие 1905 детей!