Как автовладельцы убивают свои моторы маслом "от производителя"
Даунсайзинг привел к тому, что сокращается и срок жизни движков. Прошли те времена, когда можно было где-то посреди поля найти брошенный и забытый "вольвешник" из конца 80-х, залить в него немного солярки и увезти его домой.
Чем современнее мотор, тем он капризнее. И производитель зачастую предъявляет совершенно неадекватные требования к его обслуживанию. Мы уже рассказывали, что некоторые стали рекомендовать в инструкциях использовать маловязкие моторные масла типа SAE 0W-20, а также рассказали, чем это грозит.
Тем не менее, перед покупкой нового автомобиля лучше ознакомиться с требованиями. Если там предписано лить маловязкое 0W-20 или 0W-30, то стоит подумать о ресурсе такого мотора.
Дело в том, что зачастую такое масло прописывают движкам объемом 1,0-2,0 литра с наддувом, которые отличаются легкостью и компактностью. Чтобы производительные моторчики оставались компактными, инженеры прибегают к не совсем стандартным решениям, которые не всегда положительно сказываются на ресурсе и создают слабые места.
В частности, речь идет о более тонких масляных каналах - по которым масло стандартной вязкости просто не сможет прокачиваться. Именно поэтому в таких случаях прибегают к маловязким решениям.
Как известно, подобные масла позволяют экономить немного топлива, так как создают гораздо меньшее сопротивление для движущихся частей мотора. Кроме того, маловязкие масла быстрее достигают рабочих диапазонов температур, уровня вязкости и облегчают запуск в холодное время года.
На первый взгляд все кажется отлично! В чем же подвох? Его стоит искать как раз в главной особенности маловязких моторных масел - вязкости высокотемпературного сдвига. Это довольно малоизвестный параметр, который часто незаслуженно обделяется вниманием и обозначается как HTHS - High Temperature High Shear.
HTHS измеряется в миллипаскалях в секунду, но этим как раз забивать себе голову не стоит. Просто запомним, что лить масло с низким параметром HTHS в моторы, не предназначенные для этого, не стоит. Это приведет к ускоренному износу движка.
Моторы, которые спроектированы для использования масел с низким HTHS, имеют ряд конструктивных особенностей. Во-первых, зазоры между трущимися деталями в них уменьшено до минимума. Во-вторых, каждая деталь имеет на поверхности особый микропрофиль, который позволяет удерживать лубрикант низкой вязкости.
У низковязких масел диапазон HTHS находится в пределах 2,6-2,9 мПа/с. Если используется масло с дополнительно сниженной вязкостью, то это влечет риск возникновения сухого трения в моторе и образования стружки.
Кроме того, особенности работы множества современных малообъемных моторов создают условиях для снижения вязкости и так маловязкого лубриканта. К примеру, при постоянном использовании системы "старт-стоп", в масло неизбежно попадает небольшое количество топлива, которое, как мы ранее писали, снижает вязкость.
Но как же это масло убивает мотор, для которого оно рекомендовано? В общем-то, для этого нужно лишь время. А продлить жизнь такому мотору поможет стандартное масло высокой вязкости - 5W-30 или 5W-40. Это немного негативно повлияет на расход топлива и время зимнего прогрева мотора, но зато сам движок проживет дольше.