Опубликовано 30 мая 2016, 10:15

История рождения известных советских ракетовозов ЗИЛ

На протяжении 24 лет в условиях особой секретности создавались смелые и оригинальные опытные образцы полноприводной военной автотехники, впоследствии составившие легендарную серию шасси ЗИЛ-135 для артиллерийских и ракетных систем.

Недавно мы рассказывали, как конструкторские бюро со всего Союза соревновались, предлагая Министерству обороны разные проекты тяжёлых ракетовозов с колёсной формулой 8×8. Все они так и не пошли в производство, оставшись перспективными разработками. Сегодня поговорим об автомобиле, который, пережив множество модернизаций, всё же стал серийным.

История рождения известных советских ракетовозов ЗИЛ

На начальном этапе работ по перспективным четырёхосным машинам с колёсной формулой 8×8 важную роль сыграло СКБ Московского завода имени И. В. Сталина (ЗИС), образованное в июле 1954 года и вскоре вошедшее в состав завода имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ).

История рождения известных советских ракетовозов ЗИЛ

На протяжении 24 лет под руководством главного конструктора Виталия Андреевича Грачёва в условиях особой секретности там создавали смелые и оригинальные опытные образцы полноприводной военной автотехники, впоследствии составившие легендарную серию шасси ЗИЛ-135 для мощных артиллерийских и ракетных систем. В своё время они не имели прямых зарубежных аналогов и доказывали неисчерпаемые творческие научно-технические и финансовые возможности секретного сектора советской автомобильной индустрии.

История рождения известных советских ракетовозов ЗИЛ

Несмотря на обилие опытных образцов, большинство машин этого семейства были выполнены по единой концепции Грачёва: рамная конструкция с двумя сближенными средними неуправляемыми мостами и двумя крайними парами управляемых колёс, два параллельных бензиновых двигателя ЗИЛ-375Я V8 мощностью по 180 л. с. и две бортовые трансмиссии с гидротрансформаторами, планетарными коробками передач и редукторами для привода колёс каждой стороны машины. Эту схему дополняли система регулирования давления воздуха в шинах, отсутствие какой-либо подвески и первое в СССР применение ремней безопасности.

Первые прототипы

Начало работам в этой области было положено в августе 1955 года, когда появился первый реальный результат СКБ — макетный образец пятитонного автомобиля ЗИС-Э134 (Макет №1), напоминавшего обычный грузовик ЗИС-151, поставленный на четыре равномерно разнесённых моста.

Читать далее на сайте kolesa.ru

Автомобильные новости