История провала электрического Toyota RAV4
Сейчас в модельном ряду Toyota существует только один электрокарRAV4 EV стал первым полностью электрическим автомобилем Toyota
Первый электромобиль компании Toyota был создан на базе кроссовера RAV4. В отличие от большинства EV аналогичной эпохи, которые представляли собой либо аэродинамические седаны и универсалы, либо большие пикапы и фургоны, Toyota выбрала компактный кроссовер, который в то время пользовался бешеной популярностью у покупателей. Сейчас это решение выглядит логичным, потому что кроссоверы занимают большую часть мирового рынка. В в 90-е гг. они ещё не были так популярны.
Для начала Toyota протестировала RAV4 EV в автоспорте. Автомобиль принимал участие в нескольких раллийных чемпионатах и даже был успешен. В 1995 году он выиграл Скандинавское ралли электромобилей. Он дважды побеждал в ралли Монтекарло для электромобилей.
RAV4 EV опередил своё время в том числе благодаря конструкции аккумуляторов. В нём использовалась технология никель-металл-гидридных, а не литийионных аккумуляторов. Toyota поместила блок батарей в пол автомобиля. Сейчас подобное расположение уже считается стандартной практикой, но для 90-х гг. было в новинку.
RAV4 EV вышел на рынок в 1996 году
Кроссовер впервые был представлен публике в Японии. Затем Toyota представила автомобиль в США. Штат Калифорния приняла закон, согласно которому все крупные автопроизводители для начала должны продать какое-то количество экологичных машин, прежде чем начать продажи автомобилей с ДВС.
Первое поколение продавалось в США с 1997 по 2003 год. Автомобиль завоевал культовую популярность среди американцев. И он до сих пор иногда встречается на дорогах, даже 20 лет спустя.
На момент продажи базовая рекомендованная стоимость составляла 42 тыс. долларов, но благодаря скидкам его можно было купить за 29 тыс. долларов. По современным меркам это около 50 тыс. долларов или эквивалент хорошо оснащённой Tesla Model Y.
RAV4 EV получил довольно стандартные характеристики для электромобилей 90-х годов. Передний привод, единственный электромотор мощностью 67 л.с., разгон до «сотни» примерно за 18 секунд, максимальная скорость 125 км/ч, запас хода на 215 км. Ничего особенного в этих характеристиках нет, но они были приемлемыми для использования RAV4 УМ в качестве надёжного семейного автомобиля. Существенным минусом можно назвать время зарядки — оно составляло около шести часов, а общественных пунктов зарядки в то время было очень мало.
Выпуск прекратился из-за проблем с патентом на батарею
RAV4 EV оснащался батареей на основе никеля, которую поставляла компания Panasonic. В то время эта батарея была одной из лучших в своём классе. Однако, не имея возможности производить собственные батареи, Toyota оказалась в сложном положении, так как рынок этой технологии изменился в начале 2000-х годов.
Когда компания Texaco объединилась с Chevron, новый конгломерат решил заняться использованием аккумуляторной технологии, патент на которую принадлежал его дочерней компании Ovonics. Они подали иск о нарушении патента против Panasonic и Toyota, в результате чего обе компании были вынуждены прекратить использование батареи аж до 2010 года. Практически в одночасье RAV4 EV оказался мёртв, потому что нефтяная компания увидела угрозу электромобиля и решила использовать против него судебные инстанции.
Toyota была не единственным производителем, на которого повлияло это решение.
Компания Cobasys, производящие батареи, была вынуждена установить размер минимального заказа для своих клиентов — 10 тыс. батарей. Это лишало любого мелкого автопроизводителя возможности получить необходимые первоклассные батареи. В то же время Mercedes-Benz подал в суд на Cobasys в 2008 году за то, что компания не смогла предоставить большой заказ на батареи для немецкой гибридной линейки. Затем технология литийионных батарей стала более жизнеспособной, чем никель-металлгидридных, и удушение Cobasys закончилось. Однако ущерб уже был нанесён. Toyota вышла из игры в EV.
Второе поколение вернулось в 2012 году
Спустя несколько лет после прекращения производства RAV4 EV, Toyota начала работу над вторым поколением. На этот раз производитель решил сотрудничать с новым именем в сфере EV, чтобы не наступить на те же грабли. Новым партнёром Toyota стала Tesla. Американская компания помогла разработать трансмиссию для второго поколения RAV4 EV.
Toyota создала шасси и интерьер, Panasonic — батарею, а Tesla — электрическую силовую установку. Стоимость второго поколения составляла 49 800 долларов, что казалось слишком высокой ценой для компактного кроссовера. Однако на момент выпуска электрический RAV4 считался одним из лучших EV.
Электромотор, расположенный на передней оси, выдавал 154 л.с. Разгон до ста занимал 7,4 с, а максимальная скорость составляла 160 км/ч. На одном заряде RAV4 EV мог проехать 165 км.
Вторая генерация просуществовала до 2015 года, за это время было продано 2,4 тыс. экземпляров. Почувствовав в себе уверенность, Toyota прекратила партнёрство с Tesla и продала все свои акции, вложенный в американский EV-стартап.
Сейчас в модельном ряду Toyota представлен только один полностью электрический автомобиль — bZ4X.