Про так называемый лосиный тест не слышал только человек, никогда не интересовавшийся автомобилями. Этот тест на устойчивость при совершении экстремального маневра является одним из неофициальных, но общепризнанных показателей качества. Однако мало кто знает историю его появления и знаковые модели, которые отличились при выполнении этого довольно сложного испытания. Как в хорошую, так и в плохую сторону. Впервые испытывать автомобили на способность "держать себя в руках" стали в Швеции, которая, как и соседние скандинавские страны, богата на культуру вождения и на... лосей. Вероятно, именно там впервые выяснили, что на объезд внезапно возникшего препятствия на дороге требуется расстояние, меньшее, чем тормозной путь. Первым брендом, который озаботился проблемой лосей-нарушителей, стал ныне покойный Saab. Компания в прямом смысле понесла ущерб - в одной из аварий с лосем погиб топ-менеджер компании. С тех пор в Saab особое внимание уделяли безопасности автомобилей при столкновении с лосями. С тех пор в автомобилях Saab используется высокопрочное лобовое стекло и усиленные передние стойки. Во всех моделях, кроме 9000 и 9-2Х, зажигание расположено не на рулевой колонке, а на центральном тоннеле рядом с рычагом КПП.Это сделано из соображений безопасности - компактные довольно тяжелые модули зажигания на рулевых колонках тех лет раздробили не одну сотню коленей. Первой задокументированной аварией с лосем стало ДТП с участием Джулиана Шермиса в 1948 году. С тех пор Saab вел статистику аварий с лосями с участием своих автомобилей и собрал более 6100 записей. В 1997 году шведское издание Teknikens Värld опубликовало результаты лосиного теста для тогдашней новинки - Mercedes-Benz A-Class. Автомобиль полностью провалил тест, который проводил Роберт Коллин, и перевернулся в ходе испытаний на скорости 60 км/ч.Производитель поначалу полностью проигнорировал публикацию и никак не отреагировал на обзор журнала. Но сарафанное радио сделало свое дело. Автомобиль в Швеции получил прозвище Vältklasse (дословно - "переворот-класс" со шведского), которое забавно обыгрывало рекламный слоган Мерседеса - Weltklasse - мировой класс. Попытки Mercedes-Benz дискредитировать журнал обернулись провалом. Шведская пресса жестоко прошлась по компании, раскритиковав подобную политику. Продажи автомобиля падали. Только после этого немцы признали недостаток проектировки и вынуждены были остановить производство автомобиля на 12 недель, чтобы доработать его подвеску и добавить электронную стабилизацию. Это стоило бренду более 100 млн долларов.По правилам теста, он проводится в сухую погоду и по сухой дороге, но иногда делаются исключения. Лося на дороге имитируют дорожные конусы. Автомобиль изначально должен преодолеть препятствие на скорости 60 км/ч. Если он проходит испытание, скорость постепенно повышают до первого провала. Максимальная скорость, на которой автомобиль смог пройти тест, указывается в результатах.Самый низкий результат скорости оказался у трехколесного Reliant Rialto, который удержался на дороге на скорости 42,5 км/ч. Разумеется, это гораздо ниже требований. Но интересно и другое. Самый крутой автомобиль, который будто спроектировали для прохождения теста, оказался вовсе не шведский, а вполне французский Citroen Xantia Activa V6, выпущенный в 1999 году. Он показал скорость 85 км/ч, обогнав даже суперкары McLaren 675LT и Audi R8 V10 Plus. Но был современный автомобиль 2019 года, который показал практически такой же результат - 84 км/ч. Это кроссовер Nissan Qashqai в версии DIG-T 160 Acenta. Однако не все современные автомобили одинаково полезны. Конкурент от Toyota - RAV4 - навел шороху осенью 2019 года. Автомобиль не прошел тест в двух модификациях. Toyota заявила о некорректности проведенного теста.На мокрой дороге лучше всех себя повел дизельный Volvo S90 D4 2017 года - 74 км/ч.