Опубликовано 01 апреля 2014, 11:41

История Datsun с 30-летним перерывом

Землетрясение, изменившее жизнь к лучшему, и водитель-испытатель с выбитым зубом, вовремя подвернувшийся «компромат» на братский бренд и картины Сальвадора Дали - в преддверии премьеры созданного специально для России бюджетного автомобиля марки Datsun вспоминаем историю японской марки.

Землетрясение, изменившее жизнь к лучшему, и водитель-испытатель с выбитым зубом, вовремя подвернувшийся «компромат» на братский бренд и картины Сальвадора Дали - в преддверии премьеры созданного специально для России бюджетного автомобиля марки Datsun АвтоВести вспоминают историю японской марки.

Японская автомобильная промышленность стала активно развиваться лишь во второй половине двадцатого века, однако зародилась лишь немногим позже автопрома Америки и Европы. Уже в 1904 году умиротворенную тишину улочек японских городов нарушило творение Торао Ямабы — массивный десятиместный паромобиль с цепным приводом.

А семь лет спустя усилиями молодого инженера Масухиро Хасимото на свет появилась компания с труднопроизносимым названием Kwaishinsha Co., («Кваисинса»). В 1914 году, заручившись финансовой поддержкой инвесторов в лице Кэндзиро Дэна, Рокуро Аоямы и Мэйтаро Такэути, инженер выпускает первое творение компании — небольшой автомобиль с двухцилиндровым мотором, выдававшим 10 лошадиных сил.

По первым буквам фамилий инвесторов его и назвали — DAT. Впоследствии название машины превратилось в имя всей компании, а предприимчивые маркетологи стали продвигать идею, что аббревиатура DAT означает Durable-Attractive-Trustworthy (с англ. «надежный, привлекательный, заслуживающий доверия»). Кроме того, слово dat в переводе с японского означает «быстрый, проворный» или «заяц», о чем свидетельствовала статуэтка-маскот в виде зайца, украшавшая ранние модели компании.

Datsun 14

История Datsun с 30-летним перерывом

Datsun 14 1935 года — первый автомобиль, сошедший с конвейера завода новоиспеченной компании Nissan в Иокогаме. 722-кубовый мотор выдавал 15 лошадиных сил

В двадцатые годы японская автомобильная промышленность получает первый серьезный толчок. Причем во всех смыслах этого слова: мощнейшее землетрясение 1923 года разрушило большую часть транспортной инфраструктуры страны, включая и железные дороги. Парализованная Япония нуждалась в новых способах связать между собой населенные пункты, и принципиально важной задачей стала организация производства грузовых автомобилей.

Оценив потенциал таким трагичным образом сформировавшегося рынка, сюда приходят американцы: открыв свои заводы, Ford и General Motors быстро захватили рынок, оставив не у дел большинство местных производителей. Однако DAT в это большинство не входил: до 1926 года компания производит как легковые, так и грузовые автомобили, а затем сливается с другим автопроизводителем, Jitsuyo Jidosha (Джитсуо Дзидося), и переключается на производство небольших грузовиков, следуя огромному спросу. Так в историю марки DAT входит инженер Уильям Горэм, которому судьбой было предначертано сыграть важную роль в развитии японского автопрома.

Так получилось, что с ранних лет американец Уильям Горэм был связан с техникой с одной стороны и с азиатским регионом — с другой. Его отец был представителем одной из шинных компаний в Азии и часто брал сына с собой в командировки. Стоит отметить, что изначально особый интерес Горэм проявлял не к автомобилестроению, а к авиации. Именно эта любовь и привела его в Японию.

В 1918 году, когда еще шла Первая мировая война, Горэм вместе с семьей перебрался в эту страну, рассчитывая строит самолеты для японской армии. Но пока он туда добирался, война уже закончилась. Однако инженерный гений Горэма все-таки нашел применение: он устраивается в компанию Jitsuyo Jidosha и начинает выпуск небольших трехколесных грузовичков под брендом Lila, названных в честь его жены.

Именно Горэм стал ведущим инженером нового совместного предприятия DAT Jidosha Seizo, которое в начале тридцатых наладило производство небольшого автомобильчика по образу и подобию британского Austin 7HP. Полулитровый мотор развивал всего 10 лошадиных сил, а длина автомобиля едва превышала 2,7 метра. Изначально автомобиль должен был называться Datson, от английского — «сын DAT». Однако слово son по-японски означает «ущерб, потеря», что могло отпугнуть покупателей. Усилению суеверных настроений поспособствовало и сильное мартовское наводнение, из-за которого пришлось отложить открытие автомобильного магазина Datson в Токио. Поэтому название было подкорректировано до уже привычного нам Datsun.

Datsun 1000

История Datsun с 30-летним перерывом

Datsun 1000 (210-я серия) — первый автомобиль компании, попавший в Америку. При его создании инженеры многое позаимствовали у британского Austin A50 Cambridge, который производился «Ниссаном» по лицензии Austin в пятидесятые

26 декабря 1933 года DAT Jidosha Seizo становится частью крупного промышленного конгломерата Nihon Sangyo (Нихон Сангё), основанного Йосисукэ Аикавой, а 1 июня 1934 года автомобильные подразделения этого конгломерата, в том числе и бывший DAT, образовали компанию Nissan Motor Co., Ltd.

Собственно, к концу тридцатых история Datsun могла бы и закончиться — по сути, компании как таковой больше не существовало, сохранился лишь бренд под крылом Nissan.

Однако Вторая мировая война спровоцировала ряд событий и обстоятельств, которые в умелых руках маркетологов стали эффективным инструментом для развития бренда и его вывода на зарубежные рынки.

Еще в 1938 году гражданская автопромышленность скатывается в кризис: правительство Японии начинает активно стимулировать выпуск военной техники, и это становится гораздо более выгодным делом. Чувствуя, что грядет война, Горэм отправляет детей в Америку, а сам остается с женой в Японии. Его положение в период войны было незавидным — американское происхождение было на тот момент достаточным основанием, чтобы посадить его под домашний арест. Однако он был американцем, крайне нужным «Ниссану», поэтому даже находясь под арестом, инженер продолжал консультировать Nissan и получать за это зарплату.

По ходу войны дела компании процветали: в Маньчжурии полуторки Nissan 80 стали основой транспортного обеспечения быстро наступающей японской армии и справлялись со своей задачей, хоть и были маломощными и медленными. Однако всем известно, чем в итоге закончилась война для Японии. И тот факт, что Nissan был основным поставщиком японской армии во время Второй мировой войны, мог аукнуться компании, попытайся она выйти на американский рынок.

Хотя к моменту появления японцев в Штатах с окончания войны прошло уже достаточно времени, маркетологи решили не рисковать и вспомнили о бренде Datsun, который в войне не участвовал и никаких дурных ассоциаций у американцев не вызывал. Кроме того, еще до войны сформировалось достаточно четкое разделение производства: под брендом Nissan производились грузовики и большие седаны, а под брендом Datsun — малолитражки и легкий коммерческий транспорт. Словом, на завоевание Запада отправился Datsun.

Datsun Bluebird

История Datsun с 30-летним перерывом

Datsun Bluebird, появившийся в 1959 году, был производной моделью от Datsun 1000. От нее же был позаимствован и двигатель — литровый C-series мощностью 37 лошадиных сил

Началось это завоевание феерично. Перед официальным дебютом на рынке решено было прощупать почву, и в Штаты отправили группу инженеров-испытателей с компактным седаном Datsun PL210 (он же Datsun 1000). Понятие «испытания» откомандированные сотрудники поняли по-своему. Они успели несколько раз сломать машину, починить, потом нарвались на неприятности с местной полицией, прямо на дороге устроили гонку против Volkswagen Beetle (Datsun победил), а торжественным и красочным завершением стала авария, в которой испытатель ударился лицом об руль и выбил себе передний зуб. Потом он же, шепелявя вследствие этой производственной травмы, докладывал руководству, что Datsun можно запускать на американский рынок.

Так в 1958 году первые модели Datsun оказались на солнечной калифорнийской земле, а уже годом спустя дилерская сеть стала расширяться и была готова принять новый компактный седан Datsun 310 Bluebird. К 1961 году дилерская сеть бренда в Америке насчитывала уже 60 центров, а вскоре последовал и вывод производства на глобальный уровень: Мексика, Перу, Австралия...

Datsun 1200

История Datsun с 30-летним перерывом

Основным конкурентом Datsun 1200/Nissan Sunny была Toyota Corolla

Datsun славился недорогими малолитражными автомобилями, компактными седанами, хэтчбеками или небольшими пикапами. Но самая знаменитая модель Datsun, ставшая впоследствии культовой, появится в Америке в начале семидесятых. Спортивный автомобиль Datsun 240Z, известный в родной Японии как Nissan Fairlady Z, стал доказательством того, что создать доступный спорткар и продавать его с хорошей прибылью для компании — вполне реально.

Очень быстро 240Z стал самым продаваемым спортивным автомобилем в мире. Он приводился в движение рядной «шестеркой» объемом 2,4 литра, выдававшей 151 лошадиную силу.

Многие отмечают, что принципиально важную роль в успешном развитии Datsun в Америке сыграл талантливый управленец и маркетолог Ютака Катаяма. В течение 15 лет он отвечал за развитие бренда за океаном и, надо сказать, работал на совесть, всеми путями продвигая автомобили и без конца названивая в головной офис в Японии, уговаривая привезти ту или иную модель или внести изменения в уже продающиеся на рынке автомобили, чтобы сделать их еще привлекательнее для американского покупателя.

Расчет Катаямы всегда оказывался верным. Даже топливный кризис 1973 года Ютака ухитрился использовать с выгодой. Изначально он планировал запустить яркую рекламную кампанию под названием Datsun Classics. В рамках этой кампании была собрана галерея рекламных плакатов с автомобилями Datsun, причем рисовали эти картины именитые художники, в том числе Сальвадор Дали. Однако тут грянул кризис, цены на топливо подскочили, и Катаяме приходит в голову новая идея.

Рекламные плакаты убираются в дальний угол, зато в кратчайшие сроки организуется поездка по Америке на компактном Datsun 1200, в рамках которой демонстрировалась выдающаяся топливная экономичность автомобиля. Затея Катаямы принесла свои плоды, и популярность экономичных «Датсунов» в кризисной Америке выросла. Катаяма всегда действовал смело, решительно, даже не боялся спорить с руководством компании. Видимо, этого в верхах Nissan не оценили, потому что в 1975 году Катаяму вызвали в Японию, поблагодарили за работу, подарили золотые часы и уведомили, что развитием Datsun в Америке он больше не занимается.

Datsun 240Z African Safari Rally

История Datsun с 30-летним перерывом

В 1971 году экипаж Datsun 240Z в составе Эдгара Германна и Ганса Шуллера выиграл Сафари Восточной Африки

После ухода Катаямы бренд Datsun просуществовал совсем недолго, пав жертвой новой политики глобального развития марки Nissan. Осенью 1981 года руководство Nissan решило выпускать автомобили на всех рынках под одним именем. Это должно было повысить узнаваемость марки Nissan, оптимизировать производственный процесс и разработку рекламных кампаний. Процесс смены имени Datsun на Nissan затянулся на несколько лет, завершившись в 1986 году, и обошелся компании в полмиллиарда долларов. Забавно, что по результатам статистического опроса, в Америке имя Datsun было более узнаваемым, чем Nissan даже спустя пять лет после смерти бренда.

Автомобильные новости