История автопрома Югославии и Болгарии
Обзор социалистического автопрома стран Восточной Европы был бы неполным без двух государств, чья автомобильная отрасль была не столь сильна, как у соседей. Тем не менее, и в Югославии, и в Болгарии (а речь именно о них) тоже существовала собственная автомобильная промышленность.
Конечно, машиностроение в этих странах было развито куда слабее, чем в Чехословакии или Австро-Венгрии, а отдельные регионы даже в рамках СЭВ оставались преимущественно аграрными, а не индустриально ориентированными. Тем не менее, в рамках нашей серии материалов они, несомненно, тоже заслуживают отдельной статьи.
Югославия
Эта страна с непростой историей пережила немало потрясений и геополитических метаморфоз до того времени, пока несколько попыток образовать собственное государство не прекратилось вместе со Второй мировой войной, исход которой и определил дальнейшую судьбу Югославии, ставшей в 1945 году Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Югославский автопром, впрочем, берёт своё начало в предвоенный период: в 1939 году в сербском городе Крагуевац началось производство грузовиков. Интересно, что в том же тридцать девятом году в македонском городе Скопье на шасси чехословацких грузовиков Praga начали выпускать собственные автобусы.
Для СФРЮ была характерна уникальная планово-рыночная модель социально-экономического строя, при которой свободный рынок товаров сочетался с отсутствием рыночных отношений применительно к оплате труда и самому капиталу. Государство практически не воздействовало на экономику административными методами, а управление базировалось на принципах децентрализации и автономии в области принятия решений на местах. Такой подход сказался и на автомобильной промышленности — в каждой федеративной республике могло быть собственное сборочное производство, причём в социалистической Югославии вовсю выпускали автомобили из капиталистических стран! Renault, Citroёn, Volkswagen, Opel — вот далеко не полный список автомобильных брендов, получивших «балканскую прописку».