Хоть аварийность на дорогах страны снижается, ее уровень остается довольно высоким. Проблем с безопасностью много, одна из них - в уровне подготовки молодых водителей. По данным статистики, более 22 процентов аварий с пострадавшими происходят по вине водителей, стаж которых менее трех лет. ГИБДД собирается оборудовать все экзаменационные машины видеокамерами, чтобы всегда была возможность проверить, как проходил экзамен. А также автоматизировать весь процесс, чтобы как можно дальше развести инспектора и кандидата в водители и исключить человеческий фактор из этой процедуры. Помимо этого сейчас готовятся рейтинги автошкол, а также экзаменационных подразделений ГИБДД. Планируется, что к концу года они будут публиковаться, что называется, в открытом доступе. Об этом вчера, 22 апреля, рассказал начальник управления департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Александр Борисов. Не секрет, что отчасти вина за недоподготовленного водителя лежит именно на тех, кто обучал его этому нелегкому делу. То есть на автошколах. Госавтоинспекция не может ни вмешиваться в процесс обучения, ни лишать лицензии недобросовестные учебные заведения. Ведь контроль и их лицензирование - дело министерств и департаментов образования. В итоге довольно большое количество автошкол по своему усмотрению сокращает количество обязательных занятий, а у многих нет элементарной базы для подготовки водителей. И тем не менее водителей они готовят и сдают на руки инспекторам экзаменационных подразделений. Выполнив главную задачу, то есть натаскав на сдачу конкретных упражнений, школа, по сути, перестает отвечать за молодого недообученного. В итоге с первого раза экзамен в ГИБДД сдает около 56 процентов кандидатов. Почти 40 процентов молодых водителей становятся виновниками аварий уже в первый год самостоятельного управления автомобилем. Поэтому правительственная комиссия по административной реформе и утвердила идею рейтингования автошкол. Так, например, уже сейчас свой рейтинг опубликовала ГИБДД по Белгородской области. Там проверили 48 школ из 180. В итоге результаты 16 автошкол оказались "аварийными". Почти восемь процентов их учеников становились виновниками ДТП с пострадавшими. В Казани подобный рейтинг составила организация, объединяющая автошколы. Но в нем были другие критерии оценки. А каков процент сдачи экзамена в ГИБДД выпускниками этих школ? Были проанализированы результаты работы 74 учебных заведений. Лишь в 20 автошколах количество успешно сдавших перевалило за 18 процентов. В общем, недаром молодым водителям правила предписывают вешать специальный знак "Внимание - начинающий водитель" на заднее стекло. Никогда не знаешь, чего ждать от него в следующую минуту, а поэтому лучше держаться подальше и быть предельно внимательным. По словам Александра Борисова, подобные рейтинги сейчас готовятся в Краснодарском крае, Татарстане и Москве. Если эта практика приживется, то проводить соответствующий мониторинг будут во всех регионах. При этом на лишение автошколы лицензии эти данные никак не повлияют. Зато могут повлиять на количество желающих в ней обучаться. Действительно, какой смысл платить деньги автошколе, если немало ее выпускников проваливает экзамен, зато, напротив, количество выпускников, попавших в ДТП в первые годы, довольно высоко. Как отметил Борисов, такие рейтинги будут составляться не только по автошколам, но и по экзаменационным подразделениям ГИБДД. И если на автошколы ГИБДД оказывать влияние не может, то за качеством работы своих подразделений просто обязано следить. Впрочем, рейтинги - это лишь малая часть предстоящих новаций в области подготовки водителей. По словам Борисова, все машины, на которых сдаются экзамены, должны быть оборудованы видеокамерами. Записи будут после экзамена храниться в подразделении. Если возникнут спорные ситуации, их можно поднять и посмотреть, кто был неправ - инспектор или кандидат в водители. Сейчас такие машины активно используются в Краснодарском крае, Татарстане, есть автошколы в других регионах, которые сами оборудуют подобными системами свои автомобили. Еще один момент - это строительство автодромов. Сейчас в России их уже 15. Но процесс их внедрения замедлился из-за отсутствия нормативной базы, говорит Борисов. Действительно, не столь давно действие методики приема экзаменов, утвержденной приказом МВД, в которой были прописаны эти автоматизированные комплексы, было приостановлено. Но помимо ужесточения контроля есть и другие моменты в инициативах ГИБДД. Так, например, это ведомство планирует объединить теоретический и первую часть практического экзамена с внутренним экзаменом в автошколах. При этом принимать их станет коллегия, в составе которой будет и инспектор, и представитель общественной организации. Сейчас некоторым кандидатам в водители приходится сдавать экзамены по два раза только потому, что экзамены в автошколе не отменяют их сдачу в ГИБДД. Scriptio: Владимир Баршев.